Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Теория в истории

Теория в истории

Важнейшую роль в создании образа прошлого играет историческая теория. Она позволяет воспринять хаос прошлого в доступной для сознания форме.

Историческая теория – это идеальное представление о прошлом человечества. Теория не выводится из исторических фактов, она на них опирается, и ими подтверждается. Историческая теория включает в себя и принципы, по которым строится образ прошлого историком. Историческая теория, часто заимствованная у других наук, позволяет воспринять хаос свидетельств прошлого в доступной для сознания форме.

Историческая теория – это способ представления в доступной человеческому сознанию форме многообразного прошлого, путем его обобщения, упрощения, выделения главного и других методов создания убедительного образа минувшего. Она содержит в себе и набор методов, с помощью которых допускается строительство образа прошлого. Этот набор постоянно расширяется. Сначала это был опрос свидетелей события, потом чтение документов и свидетельств, сегодня в него включены легенды, мифы, сказки, радиоуглеродный метод, метод подсчета колец деревьев и пр.

Поскольку историческое прошлое создается с помощью теории из хаоса фактов, то и факты в этой конструкции ведут себя по законам теории, их создавшей и уложившей в образ прошлого.

Теория истории – это представление историка о прошлом. Это основные идеи, которые определяют способ восприятия исторического материала, его обработку и интерпретацию, создание образа прошлого.

Теория позволяет создать образ прошлого любого масштаба и временной протяженности, несмотря на то, что человек ограничен в своих способностях воспринимать, запоминать события и конструировать образ внешнего мира. Теория вынуждена идти по пути обобщения событий прошлого. Чем крупнее создаваемые понятия, чем большую сферу событий, явлений и процессов они охватывают, тем беднее становятся фактически. За объемность созданного образа мы платим его теоретичностью, а значит неустойчивостью, временностью, поскольку при смене теории, а они в нашу эпоху могут смениться два-три раза за жизнь одного поколения, этот образ становится ложным и подлежит замене.

Если историк не придерживается какой-либо социально-политической или культурологической теории, это не значит, что он не использует теорию вовсе. Просто он руководствуется здравым смыслом, который в свою очередь определяется господствующим мировоззрением.

Теория играет определяющую роль в историях, созданных на основе мифов, религии, а также иных образов прошлого без использования фактов, либо с ограниченным их использованием. В научной истории теория также играет главную роль, поскольку именно она формирует образ прошлого, подкрепляя его фактическим материалом. Но господство теории здесь не безгранично и, если факты «сопротивляются» встраиванию в теоретическую форму, тогда теорию приходится менять.

Факт и объясняющая его теория, формируют образ прошлого, лежащего в основе свидетельства о событии, зафиксированного в историческом источнике.

Теория выполняет интегрирующую функцию, т.е. объединяет все свидетельства о прошлом, отводя при этом каждому из них свое место в образе прошлого.

Смена теорий приводит к тому, что картины прошлого обрекаются на недолгое существование в качестве последнего по времени образа минувшего и неизбежный переход в область историографического факта.

Большинство историков, и сегодня пребывает в уверенности, что можно написать некую «правильную» «объективную» историю с которой будут согласны все, потому, что она основывается на фактах и не на чем более. Это иллюзия. Отказавшись от какой-либо ясно сформулированной теории в форме идеологии, историк не отказывается от теории вообще, он начинает руководствовать своим мировоззрением, которое еще более теоретично, чем любая идеология, потому, что оно основывается на самых общих, абстрактных идеях, таких как Бог, справедливость, любовь, свобода и иные. Все они историчны.

История, по преимуществу есть теория прошлого, т.е. – это наши представления о прошлом, оформленные по правилам исторической науки. В прошлом, когда теорией истории была религия, она создавала образ прошлого, исходя из ее догматов. В будущем, когда науку сменит иное мировоззрение, прошлое будет строиться, исходя из иной теории, и образ прошлого предстанет в совершенно ином, нежели сейчас, виде. Неизвестно в каком, поскольку представить его сегодня невозможно, но точно в другом.

Наряду с большими, всеобъемлющими идейными системами, существуют и частные теории прошлого, такие, как историческая школа Ранке, историософия Гегеля, школа Анналов и другие. Они, неявно входят в ту или иную большую социологическую концепцию, тем не менее, претендуют на независимость в создании образа прошлого. Частные теории обычно не претендуют на создание глобальной истории, и ограничиваются конструированием образа отдельных фрагментов прошлого.

Создание теории по времени всегда предшествует созданию истории, и даже если в ходе работы теория признана неверной, сначала создается или заимствуется новая, и лишь затем в ее рамках располагается наработанный ранее исторический материал.