Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Мировоззрение как предельная теория

Мировоззрение как предельная теория

Самой крупной теоретической системой является мировоззрение человека, именно его главные идеи определяют все остальные теоретические конструкции, включая исторические.

Важной проблемой является проблема истинности теории. Любое мировоззрение, поскольку оно не является единственным всегда партикулярно, но поскольку оно всегда тотально и претендует на истину в последней инстанции, то оно абсолютно. В этом случае истина может существовать только в рамках конкретной мировоззренческой системы. Если критерием истинности является соответствие объекту, тогда научная теория может быть истинной, но только в рамках рационалистического секулярного мировоззрения. В рамках религиозного мировосприятия истина – Бог.

Прошлое входит в картину мира человека и поэтому каждое новое мировоззрение стремится создать свой образ минувшего.

Главные теоретические идеи, создающие прошлое, определяются господствующим мировоззрением. Теория мифологического мировоззрения – это миф, религиозного – Священное Писание и Предание. Наука создает свое представление о теории, вытекающее из основных идей рационалистического мировоззрения.

Поскольку мировоззрение является предельной теоретической системой, то оно становится основой здравого смысла и определяет очевидные, с позиций данного мировосприятия, вещи.

Большой интерес вызывает история на переломе эпох, когда одно мировоззрение меняет другое. В этот период создается новый образ прошлого и пишется новая история, которая исходит из мировоззрения, идущего на смену прежнему господствующему мировосприятию. Разнообразие вариантов российской истории есть отражение теоретического, мировоззренческого многообразия и характерно для переходных эпох.

Сегодняшнее господство научной истории – явление историческое, т.е. преходящее. Мировоззрение не герметично и в него проникают иные идеи, которые и подрывают существующие в его рамках исторические теории. Научная история сменила историю религиозную. И сменила не потому, что появились какие-то факты, опровергающие религиозную теорию, хотя это часто представляют именно таким образом. Сначала рухнула вера в религию, а затем уже потерпел крушение ее образ прошлого. Когда рационалистическое мировоззрение будет заменено, а это обязательно произойдет, если человечество не остановится в своем творчестве, тогда обесценится и образ прошлого, созданный с позиций рационалистического мировосприятия.