Изменчивость как основа истории
Изменчивость как основа истории
Часто историчность отождествляют с изменчивостью, утверждая, что история — это процесс изменения человечества во времени. Считается, что неизменные общества внеисторичны. История изучает изменения и даже, когда их нет в обществе, она изучает, почему их нет.
Однако во времени меняются и континенты, моря, реки, острова, пустыни, но мы знаем, что все физические объекты меняются под влиянием внешних или внутренних сил, которые управляют этими объектами и изменяют их во времени. Только человек является единственным объектом, который сам изменяет и себя и окружающий его мир. Поэтому история – это процесс не только изменения человеком себя и окружающего его мира, но еще и создание нового мира, например, виртуального, социального. Эти реальности до человека и вне человека не существовали. В ходе смены поколений меняется и сам человек. При этом внешне он остается тем же самым, и рождается таким, же как и его предки тысячелетия назад. В ходе жизни, образования, воспитания меняется содержание его сознания, только этим мы коренным образом отличаемся от наших предшественников.
История как изменение, как единичное, неповторимое явление не представляет особой практической ценности. Утилитарную ценность имеют только повторяющиеся явления, например, знание того, что определенное место в пойме реки затапливается раз в столетие, не позволяет производить в этом месте строительство домов, предотвращая тем самым гибель людей и материальных ценностей. Но, если событие никогда не повторится, а именно таковы большинство исторических событий, тогда знание о нем не дает ничего для его использования в настоящем и будущем. Естественные науки имеют дело с повторяющимися событиями, поэтому их практическая ценность столь велика. История, как набор неповторяющихся во времени событий, не имеет такой значимости, но она лежит в основе мировоззрения, являясь тем фундаментом, на котором строится картина социального мира, и в этом ее главная ценность.
В области прошлого идеалистический подход более всего интересуется процессом созидания исторических идей, т.е. идей, принципиально меняющих ход жизни человеческого общества. Без этих идей и порожденных ими действий человеческое общество существовало бы в бесконечном круговороте постоянно повторяющихся циклов, определяемых временами года, или продолжительностью человеческой жизни. Именно изменения, разрывающие подобные циклы и создают историю.
В идеалистическом подходе творцом исторических изменений является человек. Он сам создает эти изменения, благодаря своей творческой способности. Внешние силы влияют на человека, но не определяют его творчества. В таком случае, история, – есть процесс изменений, порождаемых человеком, она полностью зависит от человека и реализуется при посредстве его деятельности. В этом случае сегодняшний человек, если его рассматривать как существо историческое, есть результат творческой активности предыдущих поколений людей.