Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Идея, как движущая сила истории

Идея как движущая сила истории

Идеалистический подход предполагает, что главной движущей силой истории является человек. Без человека нет истории, – он главное ее действующее лицо и необходимое условие. Изменение – обязательное условие истории. Прошлое, в котором одно поколение в общем повторяет жизнь предшествующего не является историческим. К историческим следует изменить те изменения, созданные человеком, которые кардинальным образом меняют жизнь общества. Природные изменения, такие, как землетрясения, наводнения, изменения климата и ландшафта и т.п. тоже могут кардинально менять жизнь человеческого общества, но они не являются историческими. Они могут приводить к деградации и гибели обществ, но не к их развитию. Такие изменения мы наблюдаем в животном мире, который живет неисторической жизнью.

История – это те изменения, которые производит «человек разумный». В разуме, в сознании, производящем идеи, я вижу двигатель истории. Можно утверждать, что в основе исторического действия всегда лежит определенная идея. Идея всегда предшествует преобразованию мира, и она создается творчеством индивидуального сознания. Все, что создано человеком, сначала было создано им идеально, а затем реализовано в объективном мире. Человек не только создает новые вещи, действия, и отношения, но и творит новую реальность, которой до него не было в природе. Идеи, с позиций идеалистического подхода – настоящие движущие силы истории и они создаются индивидуальным сознанием конкретных людей.

Идеалистический подход исходит из того положения, что изменения в истории вызываются действиями людей под влиянием идей, а прочие факторы лишь оказывают влияние на осуществление этих действий, но не предопределяют их. Идея, лежащая в основе человеческого действия, создающего историческое действие, является его сущностью и содержанием, поскольку предшествует этому действию и определяет его.

Идея, созданная конкретным индивидуумом, отрываясь от него и становясь достоянием других людей, приобретает силу объективной идеи, направляющей исторические действия.