Идеи, как основа человеческой истории
Идеи, как основа человеческой истории
Идея в идеалистическом подходе выступает в форме знания о существующем явлении или мысли о преобразовании существующего явления, либо создании принципиально нового явления. Именно последние две формы идеи и являются двигателем истории.
Мысль, – это то, что мыслит сознание по поводу опыта, полученного от органов чувств, либо идеального опыта, созданного сознанием. Из внешнего мира человек получает не идеи и мысли, их там просто нет, а ощущения и опыт, по поводу которого сознание создает мысли – опыт мыслится. Мысль – это не сам опыт, а рефлексия сознания по его поводу, сущность полученного опыта, выраженного в мысли.
Новые идеи не могут быть созданы из ничего. Сознание, прежде чем создать новую идею должно иметь какое-то наличное содержание. Это могут быть образы, полученные от органов чувств, либо созданные путем воображения. Первоначально, в результате ощущения в сознании создается образ, он не является собственно мыслью. Мысль – это то, чем оперирует сознание и что может быть выражено вербально. Идея – такая мысль, которая отражает существо и сущность явления, процесса или предмета, который мыслит сознание. Творческая идея предполагает либо идеальное преобразование объекта мышления, либо создание принципиального нового.
Чему же соответствует идея в реальном мире? Ничему, поскольку в нем идей нет, если конечно не становится на точку зрения объективного идеализма. Но идеи соответствуют сущности вещей в идеальном мире нашего сознания. Именно в нем мы создаем эти сущности и наделяем ими вещи и явления объективного мира. Поскольку сущность есть явление идеальное, то и существовать она может только в идеальном мире в форме идеи.
Идея, – это то, чего нет в природе, то, что человек привносит в этот мир и с помощью чего он этот мир не только преобразует, но и создает в нем новое, до сего времени не существовавшее в реальности. В идее лежит начало и исток человеческого творения, с него оно начинается и без него оно невозможно. Без идеи невозможно ни одно рациональное действие. Идеи являются основой исторического действия, т.е. такого, которое меняет существующую реальность, привносит в нее новое содержание, которое и есть собственно история.
В идеях фиксируется, понимается, осознается объективная и субъективная реальность, и что очень важно, сознание способно производить новые идеи, которые создают проект не только изменения существующей реальности, но и формируют принципиально новую реальность, например, социальную, виртуальную, экономическую и др. субъективно-объективную реальность.
Идея гармонизирует наше мировоззрение с нашими ощущениями, позволяя видеть, понимать и изменять этот мир. В зависимости от того, какое мировоззрение лежит в основе конкретного человеческого сознания, мир представляется под тем или иным ракурсом. При этом мы никогда не можем увидеть его целиком, поскольку угол нашего зрения ограничен и пребываем мы только в одной точке этого бесконечного бытия, но наше мышление стремится к тотальности представления и при посредстве идей оно позволяет нам представлять себе больше, чем мы можем увидеть. Это не просто фантазия, это реконструкция в сознании человека на основе господствующих идей такого мира, каким он видится под углом зрения определенного мировоззрения.
Идеи, которые определяют наше мировоззрение участвуют в создании образа объективной и субъективной реальности с момента ее восприятия, в процессе трансформации в ходе воображения и формировании действия по ее изменению. Мы видим сквозь «очки идей», они направляют наше мышление при осмыслении увиденного, и, наконец, они определяют процесс преобразования увиденного, сначала в идеальном мире нашего сознания, а затем в реальном мире путем труда и иных действий.
Для создания идеи недостаточно только интеллекта, как способности мыслить, в создании идеи всегда участвует и содержание сознания, т.е. присутствующие в нем идеи. Без наличного содержания, совершенно пустое сознание, условно говоря сознание младенца, не может создать новую идею. Способ создания новой идеи, логика создания, также содержится в этом наличном идейном содержании конкретного человеческого сознания. Таким образом в конкретном человеческом сознании встречается индивидуальное творчество и общественное содержание сознания, которое создается другими людьми, ныне живущими и умершими. Их идеи определяют не только базис, которым оперирует конкретное сознание, но и способ этого оперирования. Но поскольку человек наделен способностью творить, то он способен создавать новые идеи, однако он всегда создает их на базе существующих, участвуя таким образом в общечеловеческом процессе мышления, который всегда является индивидуальным по форме и общественным по содержанию.
Таким образом, идея — это не просто мысль, это иерархический набор многочисленных и многообразных мыслей, представленных в виде мировоззрения, в котором каждая новая мысль с одной стороны определяется предшествующими, а с другой, влияет на них. И с этой точки зрения идея не есть простое отражение нашим сознанием внешней действительности, но одновременно это продолжение мышления многих поколений предшественников и современников. Конечно, в данном случае речь идет о «больших идеях», таких, как христианство или коммунизм. Есть идеи элементарные, – они равны единичной мысли.
Для историка важно понимание роли идеи в истории. В разных мировоззренческих подходах она различна. В марксизме, как ортодоксальном материализме, идее отводится скромная роль отражения действительности и преобразования ее материальной составляющей. Причем в основе создания новой идеи лежат внешние факторы – человеку отводится роль марионетки природных сил, которые развиваются силой собственных противоречий.
В гегелевском идеализме идея и есть собственно история, вернее развитие идеи – абсолютного духа и составляет подлинную историю, в ходе которой дух познает и раскрывает себя. Похожую роль идея играет в религиозной истории. Крайний субъективный идеализм берклианского типа не претендует на познание истории.
Мое понимание идеи близко к тому, какое вкладывал в него Локк. Однако, последний выводит все идеальные конструкции из простых идей, в его концепции нет места настоящему творчеству, а есть лишь комбинирование мыслей, полученных эмпирическим путем. Но человеческое сознание создает такие объекты, которых вообще нет природе – общество, государство, экономика, религия, миф и пр.
Идеи, лежащие в основе идеалистического подхода к истории, – это мысли созданные творчеством человеческого разума. Они лежат в основе действий человека и определяют направление и ход истории. Действия, основанные на идеях, могут быть поняты только исходя из понимания этих идей, поэтому для постижения человеческой истории нужно, прежде всего, понять те идеи, которыми руководствовались люди в своей исторической деятельности.
Идея, созданная сознанием, целиком и полностью определяет целеполагание действующего человека. Если идея может осуществиться в данных внешних условиях, тогда цель будет достигнута, если это невозможно, тогда произведенное человеком изменение не достигнет предполагаемой первоначальной идеей цели, но это не значит, что будет достигнута какая-то иная цель. Даже если по тем или иным причинам цель достигнута не была, и идея, которая лежала в основании действия не реализована, это не значит, что причиной данного действия была не эта идея, либо что-то лежащее вне человека, т.е. внешняя причина. Внешняя причина может помешать человеку осуществить идею, но саму идею, определяющую цель, создает только сознание.
Даже если идея не осуществлена, она является причиной исторического действия, его смыслом и сущностью, несмотря на то, что форма действия противоречат им. Определить истинную причину исторического события, значит определить ту идею, которой руководствовались действующие лица, совершавшие это событие. Понять её только исследуя произведенные ими действия невозможно, поскольку одно и тоже действие может быть вызвано множеством разных, порой противоположных идей. Правильно и однозначно понять идею, которой руководствовался человек можно только в том случае, если он ее высказал устно или письменно.