Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Взаимовлияние настоящего прошлого и будущего

Важной проблемой истории считается зависимость настоящего от прошлого или будущего. Взаимоотношение прошлого настоящего и будущего отличаются в различных мировоззренческих системах.

В христианской и марксистской истории настоящее зависит от будущего – Страшного суда, либо, соответственно, коммунизма как цели и конца истории. Правда у позднего Маркса настоящее стало определяться в большей степени прошлым, а в ленинизме прошлое напрямую готовило настоящее, хотя и в рамках закономерного и неизбежного движения к коммунизму. В ХХ в. Представление о предопределенности настоящего будущим утрачивает остатки былого влияния, уступая место убеждению, что настоящее определяется прошлым и, в известной мере, образом того ближайшего, обозримого будущего, реализация которого во многом зависит от усилий человека. Причины изменения взглядов на то, что настоящее определяется прошлым, а не будущим лежит в смене мировоззрений.

В рамках идеалистического подхода реально существует только настоящее. Прошлое и будущее – идеальные конструкции, создаваемые человеческим разумом.

Существует несколько вариантов взаимовлияния модусов времени друг на друга. Наиболее распространенные из них – это влияние прошлого на настоящее, а также настоящего на прошлое и будущее. Реже высказывается возможность влияния будущего на прошлое и настоящее. Например, сторонники использования си­нергетики в общественных науках утверждают, что «настоящее определяется не прошлым, а будущим». В рамках идеалистического подхода подобное влияние может быть только идеальным, поскольку ни прошлого, ни будущего не существует. Влияет не само прошлое и будущее, а их образы, созданные в человеческом сознании.

В идеалистическом подходе настоящее занимает всю сферу реального, а прошлое и будущее существуют идеально и субъективно. В иных мировоззренческих парадигмах настоящее менее определенно и понятно.

Формируя образ прошедшего, историк создает объемную временную картину, в которой прошлое объясняет настоящее и будущее. Однако, когда историк строит прошлое он смотрит на него с позиций настоящего, а иногда и будущего. Все влияет на все. Поэтому можно говорить о взаимной зависимости не только настоящего от прошлого, будущего от настоящего, но также и о зависимости настоящего от будущего, прошлого от настоящего, будущего от прошлого, прошлого от будущего. Какой из модусов времени станет определяющим, зависит от мировоззренческой позиции историка, которая обусловливает вектор темпорального влияния.

Конечно, такой подход можно объявить крайне релятивистским, но именно он отражает существующее в исторической науке постоянное переписывание истории, а не жесткие детерминистские схемы учений, претендующих на знание исторической истины.