Прошлое
Прошлое
Автор, придерживаясь кантианского понимания прошлого, как субъективной реальности, созданной сознанием человека и призванной упорядочить изменения, произошедшие до текущего момента, считает, что прошлое реально существует только в сознании историка. Документ, исторический факт, артефакт, существуют в настоящем и не являются прошлым, они составные элементы настоящего. Они могут лишь нести некую информацию, ее он связывает с предыдущем состоянием реальности, которая будет актуализирована в сознании историка и воспринята им как прошлое.
Автору близко понимание прошлого и времени высказанное Р. Козеллеком на XIX конгрессе исторических наук в Осло (2000 г.). Прошлое, как утверждает Козеллек, – это хаос, и «только человек как homohistoricus(человек исторический) наполняет этот хаос содержанием и делает его познаваемым, придавая ему упорядоченность, структуру и смысл».
Прошлым в рамках идеалистического подхода мы будем называть те изменения реальности, которые в настоящий момент наблюдать уже не можем вследствие их завершенности. Таким образом, прошлое – это субъективный образ такой реальности, какой она могла бы быть без тех изменений, которые позднее с ней произошли. Естественно, что это субъективная и идеалистическая конструкция.
Таким образом, прошлое, как объект истории с позиций идеалистического подхода является идеальной конструкцией, создаваемой историком на основе своего мировоззрения, методики исторического исследования и исторических фактов.
Единственное прошлое, которое историк может воспринимать как прошлое – это идеи. Они создаются сознанием, понимаются сознанием и существуют в сознании. Они не подвержены действию времени, поскольку существуют в идеальном мире. Тексты, артефакты и прочие источники существуют в настоящем и являются частью материального объективного бытия, они становятся прошлым только в сознании человека.