Время
В идеалистическом подходе время — фундаментальное понятие человеческого мышления, упорядочивающее хаос реального мира в сознании человека путем придания ему последовательности, свойств, форм и течения, сообразно господствующему мировоззрению. Коренное отличие идеалистического понимания времени от материалистического в том, что материализм рассматривает время как объективно существующее, а идеализм – как свойство сознания. Реально существует только настоящее. Прошлое и будущее – идеальные конструкции, создаваемые человеческим разумом.
В рамках идеалистического подхода время формируется главными мировоззренческими идеями, именно смена мировоззренческих парадигм приводит к замене, дополнению или уточнению понятия времени, адаптации способов его применения к новым основополагающим идеям, формирующим картину мира. При этом идея времени меняясь, может удерживать часть своего прошлого содержания, причем только ту его часть, которая способна вписаться в новую мировоззренческую парадигму.
История времени демонстрирует нам большое разнообразие форм, видов и чувств времени. Часть из них передавалось от эпохи к эпохе, но принципиально новые способы темпоральности создавались только на основе новых мировоззренческих идей.
Современные представления о времени берут свое начало в античности, к которой после многовекового перерыва обратились мыслители Возрождения. Главную роль в формировании новой темпоральности сыграли как концепции античных философов, так и идеи, созданные в рамках европейского христианства. Из античного наследия была востребована концепция цикличности времени, а из христианского теория его направленности и необратимости, усиленная идеей прогрессивного развития, т.е. движения вперед к определенной цели, заданной мировоззренческой перспективой.
Время, используемое историком для построения образа прошлого (а прошлое в настоящем может существовать только идеально), столь же многообразно и исторично, как и другие его формы, а значит также меняется со сменой мировоззренческих парадигм. Историческое время специфично, оно скорее похоже на время литератора или деятеля искусства, нежели на научное время. Более того, естественнонаучное (и прежде всего его основная форма – физическое), для истории вовсе не подходит, ведь в нем нет прошлого, настоящего и будущего. Оно оперирует категориями «до», «после» и «одновременно», а с такими понятиями историю не напишешь, во всяком случае, современную.
Создание нового понятия времени для новой теории не новость в истории, хотя и используется не столь часто. Однако создание истории на принципиального новой мировоззренческой основе всегда влечет за собой необходимость создания времени, адекватного новому основанию.
Методика исторической науки – это методика построения прошлого, и одним из ее компонентов является соблюдение правил построения времени в историческом исследовании. Историческое событие привязывается не только к уникальной точке на хронологической шкале, но и имеет однозначную пространственную локализацию, а также строгую привязку к соответствующей эпохе. Эти координаты обеспечивают временную убедительность исторического события. Историческое время, как и время социальное, может обладать различной длительностью при формальном равенстве временных интервалов.