Исторический источник
Исторический источник
Историк не смотрит на прошлую реальность сквозь источник, поскольку ее не существует, он смотрит только на источник и на его основании создает в своем сознании образ прошлого события. Идеальное представление о прошлом событии, составленное историком на основании источника и есть единственная прошлая реальность, которая существует в настоящем.
Каждый источник создается в рамках определенной теории, как идеальном представлении о явлении, и нуждается в понимании современным историком, а затем, после того, как он понят, историк должен объяснить событие с позиций современной ему теории. Историческое свидетельство, созданное в рамках одной теории, может быть использовано в другой, только если оно будет пересмотрено с ее позиций.
Таким образом, любое свидетельство, содержащееся в источнике всегда есть субъективный взгляд на событие, которое является «вещью в себе», и становится «вещью для нас» только пройдя через сознание свидетеля, но это всегда разные вещи.
В зависимости от того, с помощью какой теории создается образ прошлого, выбираются и источники. Если историк исходит из того, что природно-климатические факторы определяют развитие человека, тогда для него важнейшими будут источники, связанные с этими причинами. В основу такой истории лягут природно-климатические изменения, фиксируемые естественно-научными методами. Подобная история ближе к естественно-научной, и у нее будет и похожий корпус источников. Человек в этой истории величина переменная и зависимая от изменения факторов природной среды.
Если историю определяют технологические изменения, тогда изменения в технике и технологиях станут основополагающими и историк прежде всего должен будет изучать их образцы и эволюцию во времени, для того, чтобы объяснить все прочие изменения, которые были ими вызваны.
Марксизм видит источник развития человека в противоречивом развитии производительных сил и производственных отношений, а значит его главными историческими источниками становится все то, что связано с развитием производства и экономики.
Если исходить из того, что именно человек является движущей силой истории, тогда главными источниками становятся те, которые свидетельствуют о творческой работе его сознания. Это прежде всего письменные источники, в которых зафиксированы идеи, которыми руководствовались люди, производящие исторические действия.
Материальные памятники в истории людей играют роль второстепенных источников, в том случае, если они сами не являются символом, знаком. Только по материальным объектам невозможно создать историю людей.
Любой результат действия людей, воплощенный в материальном объекте не хранит в себе ни этого действия, ни идеи, которая двигала автором. Материальные объекты в качестве основных источников пригодны только для истории вещей. В истории людей, при наличии письменных источников, они будут играть только вспомогательную роль.
Таким образом, главный, основной тип исторического источника определяется той теорией, с позиций которой историк создает свой образ прошлого.