Российская идея: духовность и творчество
Герасимов Г.И. Российская идея: духовность и творчество // Идеология будущего. 2023. №9. С.62-68. https://histrf.ru/files/block_09_2023_220x270_5_3.pdf
В статье с позиций авторского подхода рассматривается национальная идея, как главная, системообразующая доминанта мировоззрения человека.
Современное российское общество находится в глубоком идейном кризисе, связанным с неудачным осуществлением либерального проекта и поисками новой парадигмы, способной заменить либерализм. В этих условиях в обществе настойчиво высказывается мысль о необходимости создания нового мировоззренческого основания для России и национальной идеи, как квинтэссенции этого базиса.
В философской и политической литературе проблема национальной идеи обсуждается со времен Ф.М. Достоевского с В.С. Соловьева, однако к общему мнению о ее сути и содержании ученые и мыслители так и не пришли. Причину этого автор видит в господствующем материалистическом подходе, относящемуся к идее как отражению объективной реальности в сознании человека, что ставит идейную деятельность человека в полную зависимость от бытия – «бытие определяет сознание». При такое подходе идейная деятельность человека изучается, подобно естественным наукам, как феномен материального объективного мира. Однако идейную сферу нельзя изучать подобно материальному миру, здесь нужен идеалистический подход. С его позиций попробуем подойти к решению проблемы национальной идеи.
Субъективный идеализм считает, что человек наделен творческой активностью и способен не только отражать существующий мир и преобразовывать его, но и создавать новый. Роль творчества в таком случае решающ, и человек из марионетки внешних сил – географии, климата, технологий, производительных сил и прочего «бытия» – превращается в главное действующее лицо истории, а идеи, которыми он руководствуется, – становятся двигателем этой истории. Идеи человека становятся определяющими его социальное бытие, а материальные условия – рамкой, ограничивающей творчество человеческого сознания. При таком подходе мир идей человеческого сознания становится главным объектом изучения человека, общества и истории.
Что же представляет собой национальная идея с позиций идеалистического подхода? Она является главной, системообразующей идеей мировоззрения человека. Мировоззрение – это иерархическая система идей, объясняющих существующий мир, его прошлое настоящее и будущего. Все идеи мировоззрения не должны противоречить главной системообразующей идее. Человек смотрит на мир сквозь призму своего мировоззрения и в зависимости от этого, он видит в истории либо творение Бога, либо человека, либо природы, подчиняющейся определенным законам.
Мировоззрение шире идеологии, оно определяет угол зрения человека на весь мир, а не только на его социально-политическую составляющую, которую определяет идеология. Идеология – составная часть мировоззрения, и иногда не самая важная. Например, в православном мировоззрении идеология не играет той роли, которую последняя играет в современном рационалистическом. Государственная идеология сегодня запрещена Конституцией, хотя в ее первой главе провозглашается примат либеральных ценностей, а значит, де-факто, в Конституции закреплена либеральная идеология, как государственная, а все прочие – запрещены статьей 13.
В истории России друг друга последовательно сменяли: языческое, православное, коммунистическое и либеральное мировоззрения. С материалистических позиций переломы эпох приводят к мировоззренческим переворотам, с позиций идеалистических – наоборот, смена мировоззрений происходит в форме общественно-политических катастроф и является их причиной.
Какой была национальная идея в эпоху языческого мировоззрения нам неизвестно, поскольку о нем вообще мало что известно. После принятия христианства национальной идеей стало православие. Оно определяло не только бытовую и духовную жизнь людей того времени, но наполняло содержанием государственно-политические формы, социальные отношения и всё прочее. В рамках православия вырабатывались и политические доктрины, которые ошибочно принимают за национальные идеи: Москва – третий Рим, «православие, самодержавие, народность» и другие.
В XIX веке православие оказалось не в состоянии ответить на важнейшие вопросы современности, и русские люди обернулись к более убедительным и эффективным, на их взгляд, идеям – научным, построенным на рационализме. В 1917 году рационализм победил сначала в форме либеральной идеи, однако на ее основе оказалось невозможно выйти из общественно-политического кризиса, развернувшегося на фоне поражений в Первой мировой войне, поэтому массы рабочих и солдат разочаровались в либеральной идее, им показалась более убедительной идея коммунистическая, которая на 75 лет стала идеей советского народа.
И коммунизм, и православие, и либерализм являются идеями наднациональными. Вспомним, что в христианстве «нет ни эллина ни иудея». В коммунизме одной из главных идей является интернационализм. Либерализм глобален по своей сегодняшней сути. В дореволюционной России православие стало основой русской национальной идентичности, коммунизм стал идейной основой советского народа. Когда в коммунизм перестали верить, в одночасье исчез и трехсотмиллионный советский народ, распавшийся на множество народов и наций. В основе любых крупных этнических общностей, начиная от племени и заканчивая нациями, лежит комплекс идей, который и служит основанием для национальной идентичности, образуя то, что Б. Андерсон назвал «воображаемым сообществом». Когда эти идеи оказываются неубедительными или им на смену приходят более убедительные, тогда народы и нации распадаются.
Идея свободы, победившая коммунистическую в годы перестройки, не смогла стать основой для новой национальной идентичности, она оказалась крайне неэффективной в российских условиях. На ее основе не может развиваться ни наше общество, ни экономика.
Следует отметить, что ни одна из национальных идей, определявших историческое мировоззрение русского, советского и российского народов, не была автохтонной, т.е. созданной в России. Первую создал Иисус Христос, вторую – К. Маркс, над третьей, либеральной, – трудилось несколько поколений европейских мыслителей. Эти идеи не вытекали ни из материальных, ни социальных, ни культурных условий своего времени. Все они были заимствованы и насаждены на совершенно новую для них социальную и культурную почву. Православие было заимствовано в Византии, коммунизм у немцев, либерализм на Западе. Надо отметить, что так поступает большинство народов, редко какой создает свою национальную идею сам, чаще всего заимствуют у успешных соседей. Справедливости ради, надо отметить, что на основе коммунистической идеи К. Маркса в советской России было создано оригинальное коммунистическое мировоззрение, руководствуясь которым СССР победил в Великой Отечественной войне, построил сверхдержаву и контролировал треть мира.
Краткий очерк идеалистически понятой российской истории показывает, что создание идеи, которая ляжет в основу мировоззрения, – дело непростое. Есть два обязательных условия, которые необходимо соблюсти, – идея должна быть убедительной, и она должна создавать приемлемую для народа реальность.
Российская история дает нам три различных примера принятия новой национальной идеи.
Первый – введение христианства на Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Известно, что до этого князь экспериментировал с пантеоном языческих богов, однако этот опыт оказался неудачным, языческая идея не работала, тогда Владимир выбрал из других религий – христианство в его византийской версии. Более девяти столетий православная идея лежала в основании мировоззрения русского народа, определяя его историю и деятельность. На основе этой идеи последовательно существовали Киевская Русь, Московское царство и Российская империя.
В XVIII веке через прорубленное Петром I «окно в Европу» в Россию хлынули новые идеи. Они оказались более эффективными, чем православные, в создании экономики, техники, военном деле и обустройстве быта. Сначала они были усвоены элитой общества, в XIX веке рационализм и наука широко распространились среди разночинной интеллигенции, а в ХХ веке – и среди рабочих. Рационалистическое научное мировоззрение, в основе которого лежал материалистический взгляд на мир, имело два социально-политических направления: либерализм и коммунизм. В верхних слоях общества была более популярной идея свободы, в низших – справедливости. Когда самодержавие, как политическая форма православия, рухнуло, его место заняла либеральная демократия в форме Временного правительства. Однако в 1917 году либерализм не смог решить насущных проблем страны и народа, идея свободы оказалась неэффективной и в результате вооруженного восстания в столице власть перешла к носителям новой идеи – коммунистической.
В годы перестройки либеральная идея показалась народу более убедительной, чем коммунистическая, и соблазнившись ею советский народ разрушил СССР. Первые десятилетия существования Российской Федерации показали, что либеральная идея не способна создать ни эффективной экономики, ни справедливого общества, ни высокой культуры, ни сформировать российской нации, поэтому сегодня идет активный демонтаж либеральной национальной идеи.
Эти примеры показывают, что не всякая идея способна в России создавать эффективное общество, экономику и государство. Другим важным выводом является тот, что дважды смена национальных идей и мировоззрений в нашей истории происходила в форме социально-политических катастроф.
Сегодня мы являемся свидетелями очередной смены мировоззренческой парадигмы. Либеральная идея второй раз в нашей истории показала свою неспособность к созданию эффективного общества и государства. Важным этапом освобождения от либерализма является сегодняшнее противостояние с Западом, пока проходящее в форме специальной военной операции и ответных западных санкций. Возможна и дальнейшая эскалация вооруженного противостояния.
В отличие от предыдущих смен национальных идей и мировоззрений нынешний этап отказа от либеральной идеи осложнен тем, что взамен этой идеи у нас нет новой равновеликой и убедительной идеи, которая бы сформировала новое мировоззрение. К коммунизму или православию общество возвращаться не готово, а новое государственно-патриотическое мировоззрение внятно не сформулировано, его главная идея не определена. А это означает, что исход борьбы не предопределен, более того, в случае военных неудач и сопровождающего их внутреннего кризиса возможно возвращение к либерализму. Третьего пришествия либерализма наш народ и страна не перенесет. Следовательно, уже сейчас нужно создавать новую национальную идею и строить соответствующее ей мировоззрение. Это колоссальная теоретическая работа, к которой наша интеллектуальная элита не готова. Как и тысячу лет назад мы стоим перед выбором веры, только выбирать нам не из чего. Коммунизм и либерализм, лежащие в основе двух мировых центров – западного и китайского, мы опробовали и от обоих отказались, причем от либерализма отказываемся второй раз. От православия мы отказались в 1917 году. Новую национальную идею и соответствующее ей мировоззрение нам придется строить самим.
Где взять национальную идею? Одни ищут ее в истории, пытаясь найти некую константу, определявшую развитие русского народа. Ищут и не находят, потому что в нашей истории было три идейных разрыва. В ходе этих разрывов меняется весь идейный арсенал, а унаследованные формы наполнялись новым содержанием.
Социологический подход предлагает исследовать сознание народа и вывести из его содержания национальную идею. Однако и там ее нет. В сознании народа существуют ценности всех предшествующих и ныне существующих мировоззрений, но будущей идеи там нет. Будущая идея должна быть привнесена в сознание народа, либо как была привнесена в него христианская вера святым князем Владимиром, либо предъявлена и насаждена, как это сделал в 1917 году другой Владимир, – Ленин.
Какой должна быть российская идея? Проще сказать, какой она быть не должна. Она не должна быть либеральной, коммунистической, православной, что не исключает принятия в состав нового мировоззрения отдельных положений предыдущих мировоззренческих систем, которые смогут быть в него органично инкорпорированы. Она не должна быть национальной, потому что у нас многонациональная страна.
Новая идея должна быть убедительной для широких народных масс и эффективной в создании новой экономики, общества, государства и образа жизни.
Что предлагает идеалистический подход, сторонником которого является автор? На основе анализа российской истории можно сделать вывод, что главным критерием и условием успешности общества является его способность к творчеству нового во всех областях человеческой жизни – науке, технике, технологиях, экономике; духовной, культурной, социальной и политической сферах. Отсюда вывод – необходимо сделать творчество нашей новой национальной идеей, творческих людей – элитой нового общества, а созидание нового – его главной целью и ценностью.
Представить себе во всех деталях общество, основанное на творчестве, невозможно, поскольку мир изменится под влиянием тех идей, которых сегодня еще нет. С некоторой долей вероятности можно предположить, что это будет общество, где высшей ценностью станет создание нового, а человек-творец – главным кумиром, героем и образцом для подражания. Новое, необычное станет главной целью людей. Жизнь предстанет непрерывным инновационным процессом. Вновь созданное будет хорошим, но уже устаревшим, новым и желанным будет являться то, что существует еще только в идее.
Авторитет, уважение, вознаграждение в подобном обществе будут определяться тем, насколько ценны те новые идеи, которые создал человек. Оценка идеи будет определяться не столько ее материальной эффективностью, сколько новизной. Материальное перестанет быть главным критерием полезности и важности, поскольку в подобном обществе материальные проблемы будут решены достаточно быстро. Они уже в большинстве своем решены на Западе. Переход к их решению во всем остальном мире – вопрос времени.
Представить себе творческое общество во всей его полноте невозможно, но в нашей истории были моменты длительного творческого напряжения, они дают примерное представление о таком состоянии человека и общества. В российской истории – это период с 1917-го до конца 1930-х годов, когда непрерывно отвергались привычные устойчивые формы социально-экономической, технической, научной, культурной, бытовой жизни и внедрялись новые. В этот период в процесс творчества поневоле были втянуты огромные массы людей, прежде лишенные причастности к созданию нового в столь грандиозных масштабах. В одном, но очень важном, этот исторический период отличен от описываемого творческого мировоззрения: он строился на одной идее, и по мере создания форм и отношений, реализующих коммунистическую идею, они застывали, превращаясь в мертвый памятник некогда живой мысли. В послевоенный сталинский период с творчеством было в основном покончено, новый его непродолжительный и довольно поверхностный период состоялся в период хрущевской оттепели, чтобы окончательно забронзоветь в эпоху застоя.
Общество, основанное на творческом мировоззрении, будет самым динамичным и быстро развивающимся. Именно оно станет формировать современность, задавать образцы жизни, общественные, экономические и политические формы, создавать новые практики. Творческое общество станет самым экономически могущественным на Земле, а значит, и получит возможность решения главных проблем человечества. Другие страны и народы будут брать с него пример. Они сплотятся вокруг него, оно станет лидером мира. На эту роль подходит сегодняшняя Россия. Она не имеет внятного мировоззрения, но жаждет новой идеи, которая бы определила цель и задачи ее развития. Она не может стать либеральной и пойти по западному пути, поэтому в условиях борьбы с Западом российскому народу как никогда прежде нужен свой самобытный, оригинальный путь, и им может стать путь творчества, поскольку только применение новых идей и нестандартных решений поможет нам выстоять с борьбе с Западом.
Однако одного творчества для этого недостаточно. Человеку в непрерывно меняющемся материальном, культурном и социальном мире потребуется опора, и ею должны стать этические нормы. Творческое общество бесконечного нравственного релятивизма способно породить монстров невообразимой силы и мощи и сдержать их сможет только нравственный человек. Хорош или плох будет этот новый мир целиком и полностью зависит от людей, его создающих. Безудержное творчество человека может привести и к катастрофическим последствиям. Вспомним, каких усилий стоит человечеству сдерживание от распространения и применения ядерного, химического, биологического оружия, созданных человеческим гением.
Нравственные ценности, призванные для различения хорошего и плохого, добра и зла, не могут быть выведены из творчества как такового. Человеческий разум не может создать прочных образцов нравственности, поскольку то, что создано одним разумом, легко ставится под сомнение и опровергается другим. Именно поэтому столь шатки любые этические системы, созданные человеком. В этом отношении несомненное преимущество имеют внешние по отношению к человеку нравственные ценности. Такие ценности были созданы религией.
Думается, что для современного российского общества, в случае принятия им творчества в качестве главной идеи и ценности, могли бы подойти религиозные нравственные ценности, которыми руководствовались наши предки. Оставление за церковью роли нравственного судьи могло бы пойти на пользу творческому российскому обществу, которое, с одной стороны, не сдерживалось бы в своем развитии, а с другой, руководствуясь традиционными этическими нормами, могло бы избежать фатальных ошибок, к которым столь предрасположен человеческий разум, лишенный нравственных ориентиров.
У либерализма есть один большой недостаток – он бездуховен по своей природе. Отсюда его материализм, культ денег, удовольствия, гедонизм. Человек не может жить ради материального, он для того и выделился из животного мира, чтобы жить духовной жизнью. Такую духовную жизнь русскому народу дало православие, мусульманским народам – ислам, калмыкам и бурятам – буддизм, евреям – иудаизм. Духовная жизнь в ее различных религиозных проявлениях определяет историческое свойство российских народов. Для Человека духовное всегда имеет приоритет над материальным, недуховным. Не нами сказано: «Не хлебом единым жив человек»[1]. И сегодня эта христианская истина не менее актуальна, чем две тысячи лет назад. Таким образом, творчество должно быть дополнено превосходством духовного над материальным.
Творчество и духовность – два имманентных свойства человеческой сущности. Третьим является связь всех людей между собой, которая протягивается из прошлого, от предков, к нам ныне живущим, а от нас к будущим поколениям людей.
Человек – лишь малая часть единого целого, которое представляет собой человечество и большие его части – народы. Индивидуум вне народа и без народа никогда не станет человеком-личностью, поэтому идея либерального индивидуализма столь чужда и ненормальна для российского мировоззрения. Жизнь для себя и ради себя невозможна для Человека в его настоящем понимании. Жизнь для других и ради других – это так понятно, близко, естественно и желанно для нашего народа, что не может не быть частью его великой мечты.
Только непрерывное творчество поможет не только защитить свой суверенитет, но и обогнать Запад, создающий сегодня современность во всех ее проявлениях, включая привлекательный образ жизни.
Новая национальная идея не может быть русской, поскольку творчество может быть целью любого российского народа, поэтому логичнее было бы назвать новую идею российской и на ее основе строить новую национальную идентичность – российский народ.
[1] Мф. 4:4
Добавить комментарий