Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Творчество как причина истории

Доклад на Восьмом Российском Философском Конгрессе «Творчество как причина истории».

Обычно в рамках научных исследований история рассматриваются с позиций материализма, что неизбежно приводит к доминированию внешних объективных факторов в формировании истории. Человек в такой истории лишь марионетка внешних сил.

Автор считает что именно человек делает историю и такой подход к истории возможен только с идеалистических позиций.

Такой подход позволяет поставить в центр истории человека, как ее создателя. История в данном случае становится не закономерным процессом, порождаемым объективными факторами, а результатом человеческого творчества.

История с идеалистических позиций предстает в виде «развертывающегося во времени процесса работы человеческого разума. Это выражается в создании идей, направляющих деятельность человека на изменение самого человека, а также окружающей его среды.  

История – это изменения, которые вносит человек в материальный и социальный мир. Без изменений истории нет. Общество в котором жизнь одного поколения повторяет жизненный цикл предшествующего – неисторично.

История появляется тогда, когда человек создает новую идею, реализуя которую во внешнем мире, он меняет его. Творчество лежит в основе истории. С помощью идей созданы все научно-технические, культурные, социальные и другие инновации.

В основе истории как изменения лежит деятельность человека, никакие благоприятные или, наоборот, неблагоприятные внешние условия не создают истории. Историческое действие, прерывающее привычное течение жизни, начинается с создания идеи в индивидуальном человеческом сознании. В этой идее исток и начало любого изменения во внешнем производимый человеком.

Идея всегда предшествует историческому действию и без нее оно невозможно, поэтому можно утверждать, что именно идея является главным элементом такого действия. В рамках идеалистического подхода «Идея — это мысль, объясняющая устройство некоторой части объективного мира и дающая проект его преобразования. Эта мысль обязатепльно содержит в себе нечто новое, еще не бывшее в мире. С этой точки зрения идея – это начало и основа акта творения истории.

Важную роль в создании истории играет мировоззрение. Идея не может возникнуть в пустом сознании. Любое сознание всегда содержит набор идей, усвоенных человеком в процессе воспитания, обучения, деятельности.

Воспринимаемый человеком мир хаотичен, порядок в него привносит сознание. Это становится возможным благодаря тому, что идеи, составляющие содержание сознания, представляют собой мировоззренческую систему в которой все идеи, подчиненны одной или нескольким главным идеям.

Мировоззрение формирует позицию, с которой внешний мир предстает в связном и понятном для человека виде. При смене мировоззрения всегда меняется и картина мира. Вспомним как вследствие отказа от коммунистического мировоззрения и принятия либерального Советский Союз в одночасье превратился из лидера всего прогрессивного человечества, в тоталитарное бесчеловечное государство. Однако на базе либерализма страна развалилась, а Россия не смогла добиться успехов сопоставимых с советскими.

Сегодня мы отрицаем либеральное мировоззрение и пытаемся создать новое, на основе которого можно было бы построить привлекательную модель общества отличную от западной. Пока это получается плохо.  

Мировоззрение тесно связано с творчеством.

Главные мировоззренческие идеи определяют цели, сферы и направленность творчества. В религиозном мировоззрении творчество сосредоточено на духовной сфере.

Внешний материальный мир неинтересен религиозному человеку.  Этим объясняется отсутствие интереса к науке в средневековой России. В основе современной науки, обеспечившей наибольшие достижения в материальной сфере лежит материалистическое, рационалистическое мировоззрение.  Оно безразлично к духовному постижению мира. Наиболее ярко об этом свидетельствует пример современной Западной либеральной цивилизации.

Эффективность творчества в различных сферах у разных мировоззренческих парадигмах значительно отличается.

Материалистическое рационалистическое мировоззрение сосредоточено на внешнем мире и имеет наибольшие достижения в материальной сфере. Однако нынешний колоссальный материальный научно-технический прогресс, с Мировоззрение и творчество. Главные мировоззренческие идеи определяют цели, сферы и направленность творчества. В религиозном мировоззрении главные творческие процессы будут проходить с духовной области, внешний материальный мир неинтересен религиозному человеку, и это, к примеру, обусловило отсутствие интереса к науке в средневековой России. Материалистическое, рационалистическое мировоззрение лежит в основе современной науки, обеспечившей наибольшие достижения в материальной сфере, но безразличной к духовному постижению мира. Об этом свидетельствует пример современной Западной либеральной цивилизации.

Эффективность творчества в различных мировоззренческих парадигмах. Поскольку люди, придерживающиеся различных мировоззренческих взглядов, имеют различные ценности, то сравнивать их эффективность не представляется возможным, поскольку нынешний колоссальный материальный научно-технический прогресс, обусловленный материалистическим научным мировоззрением, с православных позиций не только не является достижением, но есть предвестник наступления «последних времён», вследствие своей бездуховности. С православных позиций ни материальное благополучие, ни здоровье, ни продолжительность жизни не являются значимыми критериями. Истинная цель христианина — спасти свою душу и соединиться с Богом. С научных позиций — это ложная цель.

Эффективность творчества может оцениваться только в рамках и с позиций определенного мировоззрения, поскольку с точки зрения любого иного мировоззрения оно будет и ложным, и неэффективным, а давать оценки вне определенного мировоззрения невозможно.

В современном мире господствующим является рационалистическое научное либеральное мировоззрение. Оно создало самую мощную в Новейшей истории цивилизацию — Западную, которая стала наиболее сильной в военно-техническом отношении и самой привлекательной с точки зрения образа жизни. По пути Запада вынуждены идти многие страны и народы: кто- то из боязни порабощения начал осваивать западные мировоззренческие идеи и создавать на их основе новую военно-техническую, социальную, культурно-бытовую реальность; кому-то западные ценности навязываются силой.

Эволюция российского мировоззрения. В российском обществе за 1000 лет его существования последовательно сменилось четыре мировоззренческих системы: языческая мифологическая, православная, коммунистическая, либеральная. Сегодня наше общество пытается отказаться от либерального западного мировоззрения и выработать собственное государственно-­патриотическое на основе неясно сформулированных «духовных скреп». Существующая в России аморфная мировоззренческая ситуация не способствует творчеству, поскольку отсутствуют ясно выраженные главные мировоззренческие ценности, которые нацеливали бы людей на создание нового в материальной или духовной сфере.

О возможности творческого мировоззрения. Ни в одной из существующих мировоззренческих  систем творчество не является главной ценностью. Наиболее благоприятные условия для творчества в материально-объективной области создает западное либеральное мировоззрение. Высокодуховные религиозные мировоззрения, пытающиеся идейно ему противостоять, проигрывают в военно-техническом отношении и вынуждены отступать. Однако либеральное мировоззрение потенциально не является самым творческим, поскольку творчество в нем не является главной ценностью. В западном обществе существует как свобода творить, которая стимулирует творчество, так и свобода не творить [5, с. 71]. Положение творца в нем хоть и высоко, но не является самым высоким. Поскольку главной ценностью являются материальные, то оказывается, что творчество, оцениваемое в деньгах, не самый прибыльный вид деятельности. Это означает, что может существовать более творческое общество, которое своей главной ценностью поставит идею творчества.

Творческое мировоззрение. Творческим можно считать такое мировоззрение, в котором главной целью и ценностью станет творчество. Объектом творчества станут все сферы — и материальная, и духовная, поскольку идеи лежат в основе постижения и изменения как объективного, так и идеального мира. В отличие от современного научного мировоззрения, сосредоточенного на внешнем объективном мире, творческое мировоззрение будет сосредоточено на мире идей, который и является источником творчества. Ценность созидания нового приведет к тому, что изменения станут нормой, а стабильность будет рассматриваться как отклонение, которое необходимо устранить. Как и всякая мировоззренческая система, творческая выработает свой способ и логику мышления, и они будут существенно отличаться от ныне существующих. Целеполаганием творческого общества станет непрерывное изменение. Прошлое перестанет играть ту важную роль, которую оно играет в современном обществе, поскольку в прошлом нет нового, то человек-творец сосредоточится на будущем, которое он будет создавать в идеальном мире собственного сознания и реализовывать непрерывно расширяющимся арсеналом средств воплощения идей в реальном мире [5, с. 73-74].

Творческое общество. Представить себе во всех деталях общество, основанное на творчестве, невозможно, поскольку мир меняется под влиянием тех идей, которых сегодня еще нет. С некоторой долей вероятности можно предположить, что это будет общество, где высшей ценностью станет создание нового, а человек-творец — главным кумиром, героем и образцом для подражания. Новое, необычное, станет главной целью людей. На пути творчества будут сниматься все возможные препятствия, которые сегодня являются ценностью — традиции, нормы, истина, авторитет. Идеи будут оцениваться не по своей материальной эффективности, а новизне. Жизнь предстанет непрерывным инновационным процессом. Вновь созданное будет хорошим, но уже устаревшим, новым и желанным будет являться то, что существует еще только в идее.

Объектом творчества станут все сферы – и материальная, и духовная, поскольку идеи лежат в основе постижения и изменения как объективного, так и идеального духовного мира. В отличие от современного научного мировоззрения, сосредоточенного на внешнем объективном мире, творческое мировоззрение будет сосредоточено на мире идей, который и является источником творчества.

В истории всегда доминировали творческие народы, и сегодня лидируют не те нации, которые владеют материальными богатствами, а те, которые создают новые идеи, смыслы, образ жизни, инновации, новую реальность. Тот, кто создает новые идеи, – определяет облик будущего. Еще недавно это делал советский народ, по пути которого шла треть человечества. Сегодня российское общество не может увлечь за собой даже своих недавних соотечественников. Пространство российского идейного влияния сокращается подобно шагреневой коже. Вернуть его можно лишь в том случае, если мы, как и наши советские предшественники, снова станем  народом-творцом и предпосылкой для этого может стать формирование творческого мировоззрения, в котором творчество станет главной ценностью общества и личности.

Авторитет, уважение, вознаграждение в подобном обществе будут определяться тем, насколько ценны те новые идеи, которые создал человек. Оценка идеи будет определяться не столько ее материальной эффективностью, сколько новизной. Материальное перестанет быть главным критерием полезности и важности, поскольку в подобном обществе материальные проблемы будут решены достаточно быстро. Они уже в большинстве своем решены на Западе. Переход к их решению во всем остальном мире – вопрос времени.

Представить себе творческое общество во всей его полноте невозможно, но в нашей истории были моменты длительного творческого напряжения, они дают примерное представление о таком состоянии человека и общества. В российской истории – это период с 1917-го до конца 1930-х годов, когда непрерывно отвергались привычные устойчивые формы социально-экономической, технической, научной, культурной, бытовой жизни и внедрялись новые. В этот период в процесс творчества поневоле были втянуты огромные массы людей, прежде лишенные причастности к созданию нового в столь грандиозных масштабах. В одном, но очень важном, этот исторический период отличен от описываемого творческого мировоззрения: он строился на одной идее, и по мере создания форм и отношений, реализующих коммунистическую идею, они застывали, превращаясь в мертвый памятник некогда живой мысли. В послевоенный сталинский период с творчеством было в основном покончено, новый его непродолжительный и довольно поверхностный период состоялся в период хрущевской оттепели, чтобы окончательно забронзоветь в эпоху застоя.

Общество, основанное на творческом мировоззрении, будет самым динамичным и быстро развивающимся. Именно оно станет формировать современность, задавать образцы жизни, общественные, экономические и политические формы, создавать новые практики. Творческое общество станет самым экономически могущественным на Земле, а значит, и получит возможность решения главных проблем человечества. Другие страны и народы будут брать с него пример.  Они  сплотятся вокруг него, оно станет лидером мира. На эту роль подходит сегодняшняя Россия. Она не имеет внятного мировоззрения, но жаждет новой идеи, которая бы определила цель и задачи ее развития. Она не может стать либеральной и пойти по западному пути, поэтому в условиях борьбы с Западом российскому народу как никогда прежде нужен свой самобытный, оригинальный путь, и  им может стать путь творчества, поскольку только применение новых идей и нестандартных решений поможет нам выстоять с борьбе с Западом.

Об этике творческого общества.

Однако одного творчества для этого недостаточно. Человеку в непрерывно меняющемся материальном, культурном и социальном мире потребуется опора, и ею должны стать этические нормы. Творческое общество бесконечного нравственного релятивизма  способно породить монстров невообразимой силы и мощи и сдержать их сможет только нравственный человек. Хорош или плох будет этот новый мир целиком и полностью зависит от людей, его создающих. Безудержное творчество человека может привести и к катастрофическим последствиям. Вспомним, каких усилий стоит человечеству сдерживание от распространения и применения ядерного, химического, биологического оружия, созданных человеческим гением.

Нравственные ценности, призванные для различения хорошего и плохого, добра и зла, не могут быть выведены из творчества как такового. Человеческий разум не может создать прочных образцов нравственности, поскольку то, что создано одним разумом, легко ставится под сомнение и опровергается другим. Именно поэтому столь шатки любые этические системы, созданные человеком. В этом отношении несомненное преимущество имеют внешние по отношению к человеку нравственные ценности. Такие ценности были созданы религией.

Думается, что для современного российского общества, в случае принятия им творчества в качестве главной идеи и ценности, могли бы подойти религиозные нравственные ценности, которыми руководствовались наши предки. Оставление за церковью роли нравственного судьи могло бы пойти на пользу творческому российскому обществу, которое, с одной стороны, не сдерживалось бы в своем развитии, а с другой, руководствуясь традиционными этическими нормами, могло бы избежать фатальных ошибок, к которым столь предрасположен человеческий разум, лишенный нравственных ориентиров.

Мировоззрение и творчество. Главные мировоззренческие идеи определяют цели, сферы и направленность творчества. В религиозном мировоззрении главные творческие процессы будут проходить с духовной области, внешний материальный мир неинтересен религиозному человеку, и это, к примеру, обусловило отсутствие интереса к науке в средневековой России. Материалистическое, рационалистическое мировоззрение лежит в основе современной науки, обеспечившей наибольшие достижения в материальной сфере, но безразличной к духовному постижению мира. Об этом свидетельствует пример современной Западной либеральной цивилизации.

Эффективность творчества в различных мировоззренческих парадигмах. Поскольку люди, придерживающиеся различных мировоззренческих взглядов, имеют различные ценности, то сравнивать их эффективность не представляется возможным, поскольку нынешний колоссальный материальный научно-технический прогресс, обусловленный материалистическим научным мировоззрением, с православных позиций не только не является достижением, но есть предвестник наступления «последних времён», вследствие своей бездуховности. С православных позиций ни материальное благополучие, ни здоровье, ни продолжительность жизни не являются значимыми критериями. Истинная цель христианина — спасти свою душу и соединиться с Богом. С научных позиций — это ложная цель.

Эффективность творчества может оцениваться только в рамках и с позиций определенного мировоззрения, поскольку с точки зрения любого иного мировоззрения оно будет и ложным, и неэффективным, а давать оценки вне определенного мировоззрения невозможно.

В современном мире господствующим является рационалистическое научное либеральное мировоззрение. Оно создало самую мощную в Новейшей истории цивилизацию — Западную, которая стала наиболее сильной в военно-техническом отношении и самой привлекательной с точки зрения образа жизни. По пути Запада вынуждены идти многие страны и народы: кто- то из боязни порабощения начал осваивать западные мировоззренческие идеи и создавать на их основе новую военно-техническую, социальную, культурно-бытовую реальность; кому-то западные ценности навязываются силой.

Эволюция российского мировоззрения. В российском обществе за 1000 лет его существования последовательно сменилось четыре мировоззренческих системы: языческая мифологическая, православная, коммунистическая, либеральная. Сегодня наше общество пытается отказаться от либерального западного мировоззрения и выработать собственное государственно-­патриотическое на основе неясно сформулированных «духовных скреп». Существующая в России аморфная мировоззренческая ситуация не способствует творчеству, поскольку отсутствуют ясно выраженные главные мировоззренческие ценности, которые нацеливали бы людей на создание нового в материальной или духовной сфере.

О возможности творческого мировоззрения. Ни в одной из существующих мировоззренческих  систем творчество не является главной ценностью. Наиболее благоприятные условия для творчества в материально-объективной области создает западное либеральное мировоззрение. Высокодуховные религиозные мировоззрения, пытающиеся идейно ему противостоять, проигрывают в военно-техническом отношении и вынуждены отступать. Однако либеральное мировоззрение потенциально не является самым творческим, поскольку творчество в нем не является главной ценностью. В западном обществе существует как свобода творить, которая стимулирует творчество, так и свобода не творить [5, с. 71]. Положение творца в нем хоть и высоко, но не является самым высоким. Поскольку главной ценностью являются материальные, то оказывается, что творчество, оцениваемое в деньгах, не самый прибыльный вид деятельности. Это означает, что может существовать более творческое общество, которое своей главной ценностью поставит идею творчества.

Творческое мировоззрение. Творческим можно считать такое мировоззрение, в котором главной целью и ценностью станет творчество. Объектом творчества станут все сферы — и материальная, и духовная, поскольку идеи лежат в основе постижения и изменения как объективного, так и идеального мира. В отличие от современного научного мировоззрения, сосредоточенного на внешнем объективном мире, творческое мировоззрение будет сосредоточено на мире идей, который и является источником творчества. Ценность созидания нового приведет к тому, что изменения станут нормой, а стабильность будет рассматриваться как отклонение, которое необходимо устранить. Как и всякая мировоззренческая система, творческая выработает свой способ и логику мышления, и они будут существенно отличаться от ныне существующих. Целеполаганием творческого общества станет непрерывное изменение. Прошлое перестанет играть ту важную роль, которую оно играет в современном обществе, поскольку в прошлом нет нового, то человек-творец сосредоточится на будущем, которое он будет создавать в идеальном мире собственного сознания и реализовывать непрерывно расширяющимся арсеналом средств воплощения идей в реальном мире [5, с. 73-74].

Творческое общество. Представить себе во всех деталях общество, основанное на творчестве, невозможно, поскольку мир меняется под влиянием тех идей, которых сегодня еще нет. С некоторой долей вероятности можно предположить, что это будет общество, где высшей ценностью станет создание нового, а человек-творец — главным кумиром, героем и образцом для подражания. Новое, необычное, станет главной целью людей. На пути творчества будут сниматься все возможные препятствия, которые сегодня являются ценностью — традиции, нормы, истина, авторитет. Идеи будут оцениваться не по своей материальной эффективности, а новизне. Жизнь предстанет непрерывным инновационным процессом. Вновь созданное будет хорошим, но уже устаревшим, новым и желанным будет являться то, что существует еще только в идее.

Объектом творчества станут все сферы – и материальная, и духовная, поскольку идеи лежат в основе постижения и изменения как объективного, так и идеального духовного мира. В отличие от современного научного мировоззрения, сосредоточенного на внешнем объективном мире, творческое мировоззрение будет сосредоточено на мире идей, который и является источником творчества.

В истории всегда доминировали творческие народы, и сегодня лидируют не те нации, которые владеют материальными богатствами, а те, которые создают новые идеи, смыслы, образ жизни, инновации, новую реальность. Тот, кто создает новые идеи, – определяет облик будущего. Еще недавно это делал советский народ, по пути которого шла треть человечества. Сегодня российское общество не может увлечь за собой даже своих недавних соотечественников. Пространство российского идейного влияния сокращается подобно шагреневой коже. Вернуть его можно лишь в том случае, если мы, как и наши советские предшественники, снова станем  народом-творцом и предпосылкой для этого может стать формирование творческого мировоззрения, в котором творчество станет главной ценностью общества и личности.

Авторитет, уважение, вознаграждение в подобном обществе будут определяться тем, насколько ценны те новые идеи, которые создал человек. Оценка идеи будет определяться не столько ее материальной эффективностью, сколько новизной. Материальное перестанет быть главным критерием полезности и важности, поскольку в подобном обществе материальные проблемы будут решены достаточно быстро. Они уже в большинстве своем решены на Западе. Переход к их решению во всем остальном мире – вопрос времени.

Представить себе творческое общество во всей его полноте невозможно, но в нашей истории были моменты длительного творческого напряжения, они дают примерное представление о таком состоянии человека и общества. В российской истории – это период с 1917-го до конца 1930-х годов, когда непрерывно отвергались привычные устойчивые формы социально-экономической, технической, научной, культурной, бытовой жизни и внедрялись новые. В этот период в процесс творчества поневоле были втянуты огромные массы людей, прежде лишенные причастности к созданию нового в столь грандиозных масштабах. В одном, но очень важном, этот исторический период отличен от описываемого творческого мировоззрения: он строился на одной идее, и по мере создания форм и отношений, реализующих коммунистическую идею, они застывали, превращаясь в мертвый памятник некогда живой мысли. В послевоенный сталинский период с творчеством было в основном покончено, новый его непродолжительный и довольно поверхностный период состоялся в период хрущевской оттепели, чтобы окончательно забронзоветь в эпоху застоя.

Общество, основанное на творческом мировоззрении, будет самым динамичным и быстро развивающимся. Именно оно станет формировать современность, задавать образцы жизни, общественные, экономические и политические формы, создавать новые практики. Творческое общество станет самым экономически могущественным на Земле, а значит, и получит возможность решения главных проблем человечества. Другие страны и народы будут брать с него пример.  Они  сплотятся вокруг него, оно станет лидером мира. На эту роль подходит сегодняшняя Россия. Она не имеет внятного мировоззрения, но жаждет новой идеи, которая бы определила цель и задачи ее развития. Она не может стать либеральной и пойти по западному пути, поэтому в условиях борьбы с Западом российскому народу как никогда прежде нужен свой самобытный, оригинальный путь, и  им может стать путь творчества, поскольку только применение новых идей и нестандартных решений поможет нам выстоять с борьбе с Западом.

Об этике творческого общества.

Однако одного творчества для этого недостаточно. Человеку в непрерывно меняющемся материальном, культурном и социальном мире потребуется опора, и ею должны стать этические нормы. Творческое общество бесконечного нравственного релятивизма  способно породить монстров невообразимой силы и мощи и сдержать их сможет только нравственный человек. Хорош или плох будет этот новый мир целиком и полностью зависит от людей, его создающих. Безудержное творчество человека может привести и к катастрофическим последствиям. Вспомним, каких усилий стоит человечеству сдерживание от распространения и применения ядерного, химического, биологического оружия, созданных человеческим гением.

Нравственные ценности, призванные для различения хорошего и плохого, добра и зла, не могут быть выведены из творчества как такового. Человеческий разум не может создать прочных образцов нравственности, поскольку то, что создано одним разумом, легко ставится под сомнение и опровергается другим. Именно поэтому столь шатки любые этические системы, созданные человеком. В этом отношении несомненное преимущество имеют внешние по отношению к человеку нравственные ценности. Такие ценности были созданы религией.

Думается, что для современного российского общества, в случае принятия им творчества в качестве главной идеи и ценности, могли бы подойти религиозные нравственные ценности, которыми руководствовались наши предки. Оставление за церковью роли нравственного судьи могло бы пойти на пользу творческому российскому обществу, которое, с одной стороны, не сдерживалось бы в своем развитии, а с другой, руководствуясь традиционными этическими нормами, могло бы избежать фатальных ошибок, к которым столь предрасположен человеческий разум, лишенный нравственных ориентиров.

позиций не только не является достижением, но является предвестником наступления «последних времён», вследствие своей бездуховности.

С православных позиций ни материальное благополучие, ни здоровье, ни продолжительность жизни не являются значимыми критериями. Истинная цель христианина — спасти свою душу и соединиться с Богом. С научных позиций — это ложная цель.

Эффективность творчества может оцениваться только в рамках и с позиций определенного мировоззрения, поскольку с точки зрения любого иного мировоззрения оно будет и ложным, и неэффективным, а давать оценки вне определенного мировоззрения невозможно.

В современном мире господствующим является рационалистическое научное либеральное мировоззрение. Оно создало самую мощную в Новейшей истории цивилизацию — Западную, которая стала наиболее сильной в военно-техническом отношении и самой привлекательной с точки зрения образа жизни. По пути Запада вынуждены идти многие страны и народы: кто- то из боязни порабощения начал осваивать западные мировоззренческие идеи и создавать на их основе новую военно-техническую, социальную, культурно-бытовую реальность; кому-то западные ценности навязываются силой.

Эволюция российского мировоззрения. В российском обществе за 1000 лет его существования последовательно сменилось четыре мировоззренческих системы: языческая мифологическая, православная, коммунистическая, либеральная. Сегодня наше общество пытается отказаться от либерального западного мировоззрения и выработать собственное государственно-­патриотическое на основе неясно сформулированных «духовных скреп». Существующая в России аморфная мировоззренческая ситуация не способствует творчеству, поскольку отсутствуют ясно выраженные главные мировоззренческие ценности, которые нацеливали бы людей на создание нового в материальной или духовной сфере.

О возможности творческого мировоззрения. Ни в одной из существующих мировоззренческих  систем творчество не является главной ценностью. Наиболее благоприятные условия для творчества в материально-объективной области создает западное либеральное мировоззрение. Высокодуховные религиозные мировоззрения, пытающиеся идейно ему противостоять, проигрывают в военно-техническом отношении и вынуждены отступать. Однако либеральное мировоззрение потенциально не является самым творческим, поскольку творчество в нем не является главной ценностью. В западном обществе существует как свобода творить, которая стимулирует творчество, так и свобода не творить [5, с. 71]. Положение творца в нем хоть и высоко, но не является самым высоким. Поскольку главной ценностью являются материальные, то оказывается, что творчество, оцениваемое в деньгах, не самый прибыльный вид деятельности. Это означает, что может существовать более творческое общество, которое своей главной ценностью поставит идею творчества.

Творческое мировоззрение. Творческим можно считать такое мировоззрение, в котором главной целью и ценностью станет творчество. Объектом творчества станут все сферы — и материальная, и духовная, поскольку идеи лежат в основе постижения и изменения как объективного, так и идеального мира. В отличие от современного научного мировоззрения, сосредоточенного на внешнем объективном мире, творческое мировоззрение будет сосредоточено на мире идей, который и является источником творчества. Ценность созидания нового приведет к тому, что изменения станут нормой, а стабильность будет рассматриваться как отклонение, которое необходимо устранить. Как и всякая мировоззренческая система, творческая выработает свой способ и логику мышления, и они будут существенно отличаться от ныне существующих. Целеполаганием творческого общества станет непрерывное изменение. Прошлое перестанет играть ту важную роль, которую оно играет в современном обществе, поскольку в прошлом нет нового, то человек-творец сосредоточится на будущем, которое он будет создавать в идеальном мире собственного сознания и реализовывать непрерывно расширяющимся арсеналом средств воплощения идей в реальном мире [5, с. 73-74].

Творческое общество. Представить себе во всех деталях общество, основанное на творчестве, невозможно, поскольку мир меняется под влиянием тех идей, которых сегодня еще нет. С некоторой долей вероятности можно предположить, что это будет общество, где высшей ценностью станет создание нового, а человек-творец — главным кумиром, героем и образцом для подражания. Новое, необычное, станет главной целью людей. На пути творчества будут сниматься все возможные препятствия, которые сегодня являются ценностью — традиции, нормы, истина, авторитет. Идеи будут оцениваться не по своей материальной эффективности, а новизне. Жизнь предстанет непрерывным инновационным процессом. Вновь созданное будет хорошим, но уже устаревшим, новым и желанным будет являться то, что существует еще только в идее.

Объектом творчества станут все сферы – и материальная, и духовная, поскольку идеи лежат в основе постижения и изменения как объективного, так и идеального духовного мира. В отличие от современного научного мировоззрения, сосредоточенного на внешнем объективном мире, творческое мировоззрение будет сосредоточено на мире идей, который и является источником творчества.

В истории всегда доминировали творческие народы, и сегодня лидируют не те нации, которые владеют материальными богатствами, а те, которые создают новые идеи, смыслы, образ жизни, инновации, новую реальность. Тот, кто создает новые идеи, – определяет облик будущего. Еще недавно это делал советский народ, по пути которого шла треть человечества. Сегодня российское общество не может увлечь за собой даже своих недавних соотечественников. Пространство российского идейного влияния сокращается подобно шагреневой коже. Вернуть его можно лишь в том случае, если мы, как и наши советские предшественники, снова станем  народом-творцом и предпосылкой для этого может стать формирование творческого мировоззрения, в котором творчество станет главной ценностью общества и личности.

Авторитет, уважение, вознаграждение в подобном обществе будут определяться тем, насколько ценны те новые идеи, которые создал человек. Оценка идеи будет определяться не столько ее материальной эффективностью, сколько новизной. Материальное перестанет быть главным критерием полезности и важности, поскольку в подобном обществе материальные проблемы будут решены достаточно быстро. Они уже в большинстве своем решены на Западе. Переход к их решению во всем остальном мире – вопрос времени.

Представить себе творческое общество во всей его полноте невозможно, но в нашей истории были моменты длительного творческого напряжения, они дают примерное представление о таком состоянии человека и общества. В российской истории – это период с 1917-го до конца 1930-х годов, когда непрерывно отвергались привычные устойчивые формы социально-экономической, технической, научной, культурной, бытовой жизни и внедрялись новые. В этот период в процесс творчества поневоле были втянуты огромные массы людей, прежде лишенные причастности к созданию нового в столь грандиозных масштабах. В одном, но очень важном, этот исторический период отличен от описываемого творческого мировоззрения: он строился на одной идее, и по мере создания форм и отношений, реализующих коммунистическую идею, они застывали, превращаясь в мертвый памятник некогда живой мысли. В послевоенный сталинский период с творчеством было в основном покончено, новый его непродолжительный и довольно поверхностный период состоялся в период хрущевской оттепели, чтобы окончательно забронзоветь в эпоху застоя.

Общество, основанное на творческом мировоззрении, будет самым динамичным и быстро развивающимся. Именно оно станет формировать современность, задавать образцы жизни, общественные, экономические и политические формы, создавать новые практики. Творческое общество станет самым экономически могущественным на Земле, а значит, и получит возможность решения главных проблем человечества. Другие страны и народы будут брать с него пример.  Они  сплотятся вокруг него, оно станет лидером мира. На эту роль подходит сегодняшняя Россия. Она не имеет внятного мировоззрения, но жаждет новой идеи, которая бы определила цель и задачи ее развития. Она не может стать либеральной и пойти по западному пути, поэтому в условиях борьбы с Западом российскому народу как никогда прежде нужен свой самобытный, оригинальный путь, и  им может стать путь творчества, поскольку только применение новых идей и нестандартных решений поможет нам выстоять с борьбе с Западом.

Об этике творческого общества.

Однако одного творчества для этого недостаточно. Человеку в непрерывно меняющемся материальном, культурном и социальном мире потребуется опора, и ею должны стать этические нормы. Творческое общество бесконечного нравственного релятивизма  способно породить монстров невообразимой силы и мощи и сдержать их сможет только нравственный человек. Хорош или плох будет этот новый мир целиком и полностью зависит от людей, его создающих. Безудержное творчество человека может привести и к катастрофическим последствиям. Вспомним, каких усилий стоит человечеству сдерживание от распространения и применения ядерного, химического, биологического оружия, созданных человеческим гением.

Нравственные ценности, призванные для различения хорошего и плохого, добра и зла, не могут быть выведены из творчества как такового. Человеческий разум не может создать прочных образцов нравственности, поскольку то, что создано одним разумом, легко ставится под сомнение и опровергается другим. Именно поэтому столь шатки любые этические системы, созданные человеком. В этом отношении несомненное преимущество имеют внешние по отношению к человеку нравственные ценности. Такие ценности были созданы религией.

Думается, что для современного российского общества, в случае принятия им творчества в качестве главной идеи и ценности, могли бы подойти религиозные нравственные ценности, которыми руководствовались наши предки. Оставление за церковью роли нравственного судьи могло бы пойти на пользу творческому российскому обществу, которое, с одной стороны, не сдерживалось бы в своем развитии, а с другой, руководствуясь традиционными этическими нормами, могло бы избежать фатальных ошибок, к которым столь предрасположен человеческий разум, лишенный нравственных ориентиров.

 

Литература:

  1. Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX — начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. — 528 с. С.8.
  2. Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. — 2017. — № 5. — С.21-36.
  3. Семенов С.Н. Творческий акт: сущность, логика и психология (зарубежные и отечественные подходы) //Философия творчества. Ежегодник. М.,2018. Вып. 4, 2018: М.: ИИнтеЛЛ, 2018. С.113-139.
  4. Герасимов Г.И. История и мировоззрение //Социально-политические науки. 2017. № 4. С. 161.
  5. Герасимов Г.И. Творчество как альтернатива либеральному пути //Философские науки. 2017. №10. С. 71.

<электронное издание>

Восьмой Российский Философский Конгресс — «Философия в полицентричном мире».
Секции (II). Сборник научных статей М.: РФО — ИФРАН — МГУ.