Тульский музей оружия в первые десятилетия советской власти (1924–1941 гг.)
Герасимов Г.И. Тульский музей оружия в первые десятилетия советской власти (1924–1941 гг.) //МУЗЕЙ. ПАМЯТНИК. НАСЛЕДИЕ. 2023. №1 (13). С. 52-61.
Аннотация
В статье с позиций авторского идеалистического подхода рассматривается важный этап истории Тульского государственного музея оружия с момента его восстановления в 1924 году в качестве Советского оружейного музея при Тульских оружейных заводах до эвакуации на Урал в годы Великой Отечественной войны. В этот период музей оружия развивался в соответствии с общегосударственной музейной политикой, определяемой коммунистической идеологией. Новые идеи определили не только экспозицию, формы и содержание работы, но и состав его фондов. Идейные установки определяли кадровый состав, содержание экспозиции и экскурсионной лекции, все остальные формы музейной работы. Главное внимание уделялось сохранению памяти о революционных событиях ХХ века, достижениям советской власти и социалистического строительства. В этот период произошло кратное увеличение музейной коллекции. Создана экспозиция, показывающая эволюцию оружия и оружейного производства с позиций коммунистической идеологии. Изменение идей отражалось не только на содержании экспозиции, но порой и на составе музейного фонда. В конце 30-х гг. ХХ века в руководстве Тульского оружейного завода, его партийной организации развернулась содержательная дискуссия о целях, задачах и путях развития музея. В ходе дискуссии были определены взгляды на цель и задачи музея, формы его работы, разработана масштабная программа развития, реализации которой помешала война.
В августе 2023 года Тульскому государственному музею оружия исполняется 150 лет. Переломным этапом в его истории стали первые десятилетия советской власти, когда на основе коммунистических идей был сформирован новый по своему идейному содержанию «Советский оружейный музей при Тульских первых оружейных заводах».
Цель статьи – на фактическом материале истории Тульского государственного музея оружия показать, как в формировании коллекции, создании и изменении экспозиции и формах работы реализовалась идея советского музея. Теоретико-методологической основой исследования является авторский идеалистический подход к истории[1], а также идеалистический взгляд на музей, как социально-культурный феномен[2].
Музей оружия на Тульском оружейном заводе (ТОЗ) был создан в 1873 году на базе коллекций, ведущих свою историю с начала XVIII века. В связи с тем, что музей имел выраженную монархическую направленность, в 1918 году он был ликвидирован. Однако, учитывая ценность его коллекции, в 1920 году Центральным правлением артиллерийских заводов было в категорической форме предписано «собрать все историческое оружейное имущество, находящееся в Заводах, и организовать Советский Оружейный Музей при 1-х Государственных Оружейных Заводах (так в те годы назывался Тульский оружейный завод)» [3]. Четыре года шло восстановление и пополнение коллекции и создание экспозиции музея на новой идейной основе.
Музей открылся в 1924 году. Он размещался на территории завода и работал четыре дня в неделю с 10 до 16 часов[4]. Платы за вход не брали. Его посещали как одиночные посетители, так и в составе организованных групп, для которых проводились экскурсии заведующим музеем. В нерабочее время о посещении музея нужно было договариваться с его сотрудниками, и они обычно шли навстречу. Инженеры, техники и рабочие завода имели постоянный доступ к экспонатам музея для изучения их конструкции. Таким образом, музей приобретал практическое значение, превращаясь в важное подспорье для работы конструкторов и изобретателей.
Интерес к музею жителей Тулы, особенно школьников, был велик. Несмотря на то, что для посещения музея нужно было соблюдать некоторые формальности, – брать пропуск в комендантском управлении ТОЗ[5], – ежегодная посещаемость росла и в 1920-е гг. в среднем составляла 15–20 тыс. человек.
Основными посетителями музея были рабочие, красноармейцы, студенты и школьники. Популярность музея постоянно росла, и в 1932 г. в музее побывало уже 38740 человек – это много для музея «закрытого» оборонного предприятия.
В довоенное время музей являлся структурным подразделением Тульского оружейного завода. Музей подчинялся непосредственного Правлению завода и содержался за счет его средств.
Штат музейных работников был невелик: в 1924 году числился только заведующий, который одновременно заведовал и заводским архивом, а с 1928 года отвечал еще и за научную библиотеку. В 1923–1933 гг. заведующим музеем был Н.К. Герасимов. В 1927 г. в штат была введена должность помощника заведующего, им стал А.Т. Стрельников, в обязанности которого входило следить за сохранностью музейных предметов и инвентаря, производить чистку и смазку оружия[6]. Также он помогал заведующему в проведении экскурсий, а выполняя функции музейного смотрителя, неоднократно предотвращал попытки ограбления музея посетителями. Надо отметить, что пропажа, а порой и хищение музейных экспонатов в первые десятилетия советской власти наблюдались во многих, в том числе, крупных московских музеях[7].
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. начала активно проводится политика «коммунизации» и «орабочивания» кадрового состава музеев. На практике эта политика заключалась в том, что беспартийных профессионалов стали заменять малообразованными коммунистами-выдвиженцами, – выходцами из среды рабочих и крестьян[8]. В рамках этой политики в 1933 г. бывшего полковника царской армии Н.К. Герасимова на должности заведующего музеем сменил член ВКП(б) С.А. Нозе, работавший на заводе слесарем с 1897 г.
Когда музей только открылся, – его экспозиция во многом еще напоминала дореволюционную, поскольку процесс выработки культурной политики советской власти только начался. В 1920-е годы ее цель была определена: «в направлении непосредственного сближения музейного дела и охраны памятников с основными задачами социалистического строительства»[9]. Создание первого в мире государства рабочих и крестьян, по мнению руководства страны, представляло собой качественно новый и самый важный этап всемирной истории. В связи с этим, особое внимание уделялось сохранению памяти о недавних революционных событиях.
Понимания важности реализации новых идей в области музейного дела у заведующего музеем 1-х ТОЗ Н.К. Герасимова первоначально не было. В документах музея оружия того периода нет упоминаний о какой-либо работе по сохранению памяти о недавнем революционном прошлом, более того, в 1927 г. в ответ на запрос Губернского отдела народного образования о предстоящих в музее мероприятиях к 10-й годовщине Октябрьской революции заведующий музеем Н.К. Герасимов отвечал, что они не планируются. О революции он намеревался упомянуть лишь во время экскурсий, «в связи с имеющимися в музее экспонатами»[10]. Хороший технический специалист Н.К. Герасимов не всегда чувствовал запросы и потребности нового времени и новой власти.
Важную роль в конкретизации идейных основ формирования и работы музеев сыграл Первый Всероссийский музейный съезд 1930 года. На нем нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов призвал уйти от «музеев-кунсткамер», поставить музеи на службу социалистическому строительству, превратить их в «инструмент культурной революции, строить экспозиции на основе принципов материалистической диалектики»[11].
Тульский музей не вполне соответствовал новой культурной политике. В 1930 году в музей пришли вопросы, разосланные в рамках подготовки к съезду. В них на вопрос «Применен ли диалектический метод в экспозиции?» заведующий музеем Н.К. Герасимов дал отрицательный ответ.
Впрочем, выполнить решения съезда, касающиеся достижений советской власти и экономики, для музея оказалось несложно, в связи с тем, что на Тульском оружейном заводе в 1920-е гг. был налажен выпуск продукции гражданского назначения. Все ее образцы передавались в музей, что позволяло наглядно демонстрировать достижения социалистической промышленности.
Коллекция музея постоянно пополнялась. В фонды не только передавались все образцы продукции Тульских оружейных заводов, но также приобреталось «на стороне» ценное в историческом отношении оружие.
Среди поступлений 1925–1934 гг. наиболее значимым предметом стала 3-линейная винтовка обр. 1891 г. с заводским № 1 – это первая винтовка, собранная на заводе после утверждения образца. Ее вместе с другими «трехлинейками» сдали в войска. Тогда она еще была просто первой в серийном производстве, а не музейным предметом – выдающимся достижением тульских оружейников. В 1926 году винтовка была обнаружена в музее одного из московских оружейных полигонов и приобретена за 892 рубля[12].
В 1925 году в музей были переданы работы Тульской оружейной школы 1893–1895 гг.: действующие миниатюрные модели боевого и охотничьего оружия, являющиеся украшением музейного собрания в настоящее время. В 1927 году из склада ТОЗ в музей были переданы детали винтовки – 9 единиц, а в 1932 году – проектный чертеж винтовки для Николая II, который нигде не был учтен и находился в одном из заводских кабинетов[13].
Всего за 1924–1941 гг. коллекция пополнилось более чем на 4 тысячи единиц хранения.
Важно было не только пополнить коллекцию, но и сохранить существующие наиболее ценные экспонаты. Так, например, в 1927 году Губернский архив попытался добиться передачи 20-ти царских грамот, хранившихся в музее. Заведующий музеем Н.К. Герасимов настоял на том, чтобы этой передачи не было[14]. Однако некоторые образцы оружия, имевшиеся в нескольких экземплярах, были переданы в другие музеи. В музей имени Фрунзе в Одессе – винтовки Манлихера, Арисака, Маузера; в 1937 году в музей Ижевского завода № 180 – кремневые и капсюльные пистолеты и ружья; московскому областному музею – 3-линейная винтовка обр. 1910 г.
Ведомственная принадлежность музея влекла за собой не только положительные, но и отрицательные последствия для музея. Поскольку руководство завода имело право распоряжаться музейными предметами, то порой они использовались не по назначению. В 1930 году конструктор Ф.В. Токарев «для опытов» получил из музея иностранные винтовки[15]. Охотничьи ружья использовались в качестве подарков К.К. Орджоникидзе и VII Съездe Советов. Справедливости ради, следует отметить, что это были единичные случаи.
Собрание условно делилось на военный отдел, в который входили боевое оружие доогнестрельной эпохи, боевые ружья разных систем, охотничьи ружья, пистолеты и револьверы, пулеметно-пушечное вооружение, а также изобразительные материалы; и отдел «мирной продукции заводов».
В 1933 году в музее организуется библиотека. В 1935 году в ней числилось 95 книг.
Экспозиция располагалась сначала в трех, а позднее в четырех, расположенных анфиладой комнатах, и была построена по хронологическому принципу.
Осмотр экспозиции начинался с комнаты №3. На щитах было расположено боевое старинное оружие, употреблявшееся до изобретения пороха. Здесь имелись шлемы татарские и русские, мисюрки, кольчуги разных эпох, щиты, боевые топоры, луки, стрелы, пики, протазаны, немецкие рыцарские латы и русские кирасы, сабли, шпаги, палаши. В пирамиде стояли ружья, по которым можно было наглядно проследить постепенный переход в течение 500 лет от фитильной пищали до 3-х линейной винтовки. В витринах было размещено оружие с колесцовыми, ударно-кремневыми и капсюльными замками. В нижних ящиках витрин демонстрировались старинные пистолеты.
В комнате №2 демонстрировались иностранные оружья и пистолеты разных государств и эпох: английские, американские, турецкие, румынские, итальянские, японские, бельгийские и шведские. В нижних ящиках – палаши, шашки и сабли. Отдельно были выставлены старинные кремневые и капсюльные охотничьи ружья, а также современные заграничные и тульские охотничьи ружья центрального боя, револьверы и пистолеты разных систем и годов выпуска. Здесь же экспонировались ружья с художественной отделкой. По стенам были развешены фотографии начальников заводов с 1870 по 1926 г., группы делегаций от французской, английской и японской армий, посетившие завод в годы Первой мировой войны. Вдоль стен поставлены модели старинных станков, первой паровой машины Ползунова, машины Уатта и модель Вандомской колонны.
В комнате №1 были выставлены митральеза и пулеметы, ручные, станковые и авиационные как отечественного, так и иностранного производства[16].
В 1930 году после передачи музею еще одной комнаты коллекция была размещена более просторно. Комната № 4 стала залом славы ТОЗ, где выставлялись: портрет основателя завода – Петра I, памятные поздравления в честь 200-летия со дня основания предприятия и др.
Экскурсии проводил заведующий музеем. Основной задачей экскурсионной лекции был наглядный показ посетителям этапов развития боевого оружия с древних времен до настоящего времени. Со специалистами разбирались технические вопросы, – знания и богатый производственный опыт заведующего музеем позволяли компетентно отвечать на все вопросы, касающиеся устройства и изготовления оружия.
Целью экскурсионной лекции в 1925 году был показ хронологии оружия, тульского оружейного производства и обоснование положения о том, что оно не уступало европейскому. Однако на восьмом году советской власти в тексте лекции было слишком много ссылок на царей и их участие в производстве оружия. Впрочем, через четыре года содержание экскурсий было поправлено, и в путеводителе 1929 года достаточно ясно обосновывается новое идейное содержание экспозиции: «Музей имеет большое значение не только для военных специалистов и учебных заведений, но и для рабочих масс. Экспонаты Музея, в большинстве, работы тульских мастеров, красноречивее всяких слов наглядно показывают посетителям на ум и талант русского рабочего. При рассказах на это и обращается главное внимание. Если такие высокохудожественные вещи делались в условиях тяжелых и ненормальных, то теперь, когда уму и таланту дан простор, страшиться за будущее нечего, а нужно смело смотреть вперед с уверенностью, что русское искусство не только сравняется с заграничным, но и перегонит его» [17].
Репрессии 1930-х гг. коснулись и музея. В состав репрессированных попали не сотрудники музея, а его экспонаты. Первым в 1933 г. был уничтожен портрет Л.Д. Троцкого[18]. В 1937 году «комиссия под председательством представителя райкома ВКП(б) обследовала помещение Музея и места хранения. В результате чего было снято с экспозиции несколько портретов (фотографий) бывших начальников завода вследствие уличения их во вредительстве в последнее время, что заведующему музеем известно не было. Кроме этого, из хранения были изъяты предметы несоответствующие профилю Музея, как-то: 3 тома библии на русском языке, приходо-расходные книги бывшей заводской церкви, телеграммы верноподданнические бывшего начальства, посланные царю в 1905 году»[19]. Впоследствии административным распоряжением были сняты с экспозиции фотоснимки начальников завода дореволюционного периода, юбилейные (1912 г.) фотоснимки мастерских конца XIX века[20].
По сравнению с другими музеями, тульский в 1930-е гг. пострадал незначительно. Тем не менее, чтобы обезопасить себя в будущем, заведующий музеем С.А. Нозе запросил «авторитетных указаний, что может музей собирать, хранить и оформлять в экспозиции, т.к. по этому вопросу на местах существуют неопределенные суждения, вследствие чего музейным работникам трудно ориентироваться и возможны ошибки и незаслуженные нарекания»[21].
На начальном этапе своего существования музей практически не вел ни научной, ни краеведческой работы, не проводились и выставки, что было обусловлено тем, что заведующий музеем не имел опыта такой работы. Со временем были установлены связи с Губернским отделом образования и Тульским историческим музеем, позднее, в 1930 году – с Тульским краеведческим музеем и с Краеведческим обществом. Во второй половине 1920-х гг. Н.К. Герасимов неоднократно был командирован в Москву и Ленинград для осмотра музеев и картинных галерей, изучения «постановки работы в военных музеях, согласно требованиям настоящего времени»[22]. Постепенно Н.К. Герасимов, человек безусловно умный и образованный, набирался опыта, и музей стал следовать в русле общегосударственной музейной политики. В 1925 и 1929 гг. Герасимовым на основе изучения истории музея и его коллекции было подготовлено два путеводителя по музею. В бланке статистического отчета за 1929 год указано, что коллекция музея используется в производственных целях техническим и научным персоналом заводов.
Постепенно налаживалась пропагандистско-массовая работа. В 1929 году Н.К. Герасимов в Школе Фабзавуча провел беседу на тему «История организации Оружзавода» в пяти группах. «Беседы – писал в отчете заведующий, – провел оживленно, ребята удовлетворены»[23].
В планах было расширение помещения музея, приобретение дополнительных экспонатов, связанных с историей Первых Оружейных Заводов, и возвращение из Московской Оружейной палаты оружия Тульского завода, сданного туда еще в начале XVIII века[24].
К концу 30-х гг. ХХ в. музей столкнулся с рядом проблем. Материальные условия, которые были вполне приемлемы в первые послевоенные годы, уже не соответствовали современным на тот момент требованиям. В музее было печное отопление, недостаточное освещение, отсутствовали гардероб и туалет для посетителей.
Нужно было менять и экспозицию, и формы работы, поскольку проверки 1937-го года показали заведующему, что и он может попасть под каток репрессий. Однако ясного представления, что и как нужно сделать, у него не было, поэтому 24 ноября 1938 года С.А. Нозе пишет докладную записку начальнику Конструкторского бюро завода №173 (ТОЗ), в составе которого числился музей. В ней он излагает основные проблемы: музей не имеет определенной установки, что должен иметь в экспозиции, что на хранении, чем и как пополняться из продукции завода; что может иметь историческую значимость в будущем; научную работу проводить некому, а исследовательская ведется только «практического характера над коллекциями Музея, над уточнением названий систем, происхождения и т.п.»[25]. Отдельно он просил о написании Положения о музее, «чтоб не быть ему случайным придатком к заводу, т.к. музей является учреждением, имеющим историческое значение в связи с заводом и для Республики… организация Музея должна быть поставлена на такую высоту культуры, чтобы быть достойной великой сталинской эпохи страны социализма»[26]. Особо отмечалась необходимость расширения помещения, поскольку негде было хранить музейный предметы.
Записке был дан ход, началась активная дискуссия о путях развития музея, которая вышла на уровень руководства завода и города. 21 августа 1938 года президиум Тульского городского совета постановил передать здание Успенского собора на территории кремля заводу под музей, но заместитель директора завода Скляренко убедительно доказал невозможность размещения музея в соборе, просил пересмотреть постановление от 21 августа 1938 года и взамен летнего Успенского собора передать зимний – Богоявленский, который в то время занимала областная база «Роскожобувьсбыт»[27]. Передача Богоявленского собора тогда не состоялась, и музей еще долго оставался на территории завода. Однако идея эта не была забыта, и в 1989 году музей все же разместился в этом помещении.
В 1940 г. партийная организация и администрация ТОЗа внесли свою лепту в определение идейных основ музея. В докладной записке комиссии «По вопросу о переводе Музея оружия из здания №62» в комитет ВКП(б) завода было определено место музея: «В комплексе исторических наук, в системе изучения истории культуры, истории общественного развития народов… музей занимает значительное место, а в стране социализма в особенности… Всем известно, какое внимание наше правительство, наша партия, особенно тов. Сталин проявляют заботу к исторической науке и просвещению»[28]. Также в записке сказано, что музей оружия имеет не только местное, но и общегосударственное значение, что подтверждается особым интересом к нему посетителей, сравнительно с другими тульским музеями. Кроме того, музей используется конструкторами и изобретателями для своих «проектных и практических производственных работ»[29]. С историко-партийных позиций была дана характеристика экспозиции музея. При этом подчеркивалось, что музей отражает «эволюцию видов вооружения, с которым великий русский народ отстаивал свою независимость от всех интервентов»[30] и одновременно напоминает о «мрачных страницах истории российского самодержавия, которое славу русского оружия и героизм русского народа низвело до унижения, из средства обороны страны превратило его в средство угнетения и порабощения»[31]. Только советская власть под руководством партии Ленина-Сталина восстановила славу тульского оружия, которое теперь используется для защиты мирного труда советского народа. «Знакомясь с экспозицией оружия посетители наглядно постигают его связь с историей техники, промышленности, историей Тульских заводов, с историей классовых отношений и классовой борьбы»[32].
В докладной записке «По вопросу о переводе Музея оружия из здания №62» также была намечена широкая программа модернизации музея. Она включала в себя не только временный перевод музея в здание Богоявленского собора Тульского кремля, но и предложение по строительству нового здания и оборудованию новой экспозиции с «портретами вождей, написанных на полотне масляными красками с хорошими рамами или монументальной скульптурой»[33].
Предлагалось согласовать с директором завода №66 (Тульский машиностроительный завод) вопрос о совместном регулярном пополнении Музея текущей продукцией в 2-х экземплярах, а громоздкие экземпляры представлять «в крупных фотоснимках». Установить взаимное участие по содержанию Музея. Образовать для руководства Музеем научно-методический совет с представителями от дирекций заводов №314 (ТОЗ) и №66, для чего разработать специальное положение о Музее. Создать условия для повышения знаний и квалификации работников музея, и с этой целью командировать их в другие музеи страны. Установить в новом помещении общедоступную дифференцированную входную плату для одиночных посетителей и организованных экскурсий, сопровождаемых лекцией экскурсовода. Договориться с Артиллерийским управлением РККА о постоянной передаче в музей опытных образцов стрелкового оружия, иностранного и трофейного вооружения[34].
В докладной записке предлагалось сосредоточить в музее архивные материалы с данными по разработкам образцов оружия, включая опытные, для справок конструкторов при проектировании новых видов вооружения. Предлагалось составить монографический очерк истории тульских оружейников и завода, а также подготовить путеводитель по новой экспозиции.
Предложения Комиссии по обследованию Музея были рассмотрены на бюро комитета ВКП(б) завода №314 24 мая 1940 г. Это была целая программа, осуществить которую смогли только к 2012 году. Если бы не война и эвакуация музея на Урал, возможно, что это случилось бы намного раньше.
В период между двумя мировыми войнами Тульский музей оружия развивался в соответствии с общегосударственной музейной политикой, определяемой коммунистической идеологией. Новые идеи определили не только экспозицию, формы и содержание работы, но и состав его фондов.
Музей не только сохранил большую часть предметов, но и значительно пополнил фонды, в первую очередь, за счет приобретения штатного, опытного и образцового стрелкового оружия. Именно в этот период музей стал действительно общедоступным и приобрел популярность не только среди туляков, но и за пределами региона. Постоянно росла посещаемость музея. Приоритетным направлением его деятельности в этот период была экскурсионная работа.
Вместе с тем, в 1924 – 1941 гг. в музее оружия накопился и целый ряд проблем, для решения которых была составлена целая программа, ее осуществлению помешало начало Великой Отечественной войны.
Литература
Герасимов Г. 2022.Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции. Екатеринбург: Издательские решения.
Герасимов Г.И. 2020. Музей как идеальное явление. Вопросы музеологии. 11 (1):119–132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112;
Герасимов Г.И. 2021. Идеальная сущность музейного предмета. Вопросы музеологии, 12 (1): 116–130. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112
Герасимов Н. Музей первых Оружейных заводов СССР в Туле // По Тульскому краю: пособие для экскурсий. Тула, Издательство ТулГубИсполкома. 1925. 726 с.
Главный военный музей России. К 100-летию Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Издательский дом «Граница», 2019. 232с.
Музей 1-х Т.О.З : путеводитель по музею. Тула, скоропечатня Т.О.З. 1929. 20 с.
Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII—XX вв.) Москва, [Без издательства],1991. 323 с.
Юренева Т.Ю. Музееведение. Москва: Академический Проект, 2004. 560 с.
[1] Герасимов Г. Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции. Екатеринбург. 2022. 342 с.
[2] Герасимов Г. И. Музей как идеальное явление. Вопросы музеологии. 2020. № 11 (1). С.119–132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112; Герасимов Г. И. Идеальная сущность музейного предмета. Вопросы музеологии, 2021. №12 (1). С.116–130. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112
[3] Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. Р-220, Оп.1 Д.1390. Л.125.
[4] Музей 1-х Т.О.З: путеводитель по музею. Тула, 1929. С. 4–5.
[5] Герасимов Н. Музей первых Оружейных заводов СССР в Туле // По Тульскому краю: пособие для экскурсий. Тула, 1925. С. 230.
[6] Архив Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Тульский государственный музей оружия» (Архив ФГУК ТГМО). Ф. Переписка. Оп.1 д.1.9. Л.1.
[7] Главный военный музей России. К 100-летию Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Издательский дом «Граница», 2019. С.19.
[8] Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2004. С.100.
[9] Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII—XX вв.) М., 1991. С.129.
[10] Архив ФГУК ТГМО Ф. Переписка. Оп.1, Д.1.47. Л.1.
[11] Цит. по: Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII—XX вв.). М., 1991. С.142.
[12]Опись Тульского музея оружия по состоянию на 1 октября 1923 г. с описанием экспонатов, поступивших в музей в последующие годы вплоть до 1 сентября 1941 г. Тула. 1923–1941 гг. // Тульский государственный музей оружия. ТГМО КП-5767.
[13] Там же.
[14] Архив ФГУК ТГМО Ф. Переписка. Оп.1, Д.1.48. Л.1.
[15]Опись Тульского музея оружия по состоянию на 1 октября 1923 г. с описанием экспонатов, поступивших в музей в последующие годы вплоть до 1 сентября 1941 г. Тула. 1923–1941 гг. // Тульский государственный музей оружия. ТГМО КП-5767.
[16] Музей 1-х Т.О.З : путеводитель по музею. Тула, 1929. С. 7–18.
[17] Там же. С. 5.
[18] Опись Тульского музея оружия по состоянию на 1 октября 1923 г. с описанием экспонатов, поступивших в музей в последующие годы вплоть до 1 сентября 1941 г. Тула. 1923–1941 гг. // Тульский государственный музей оружия. ТГМО КП-5767.
[19] Архив ФГУК ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп. 1. Д. 27. Л. 3.
[20] Там же.
[21] Там же. Л. 4.
[22] Годовые отчеты о деятельности музея 1-х Тульских оружейных заводов. 1925-1940 гг. (Архив ТГМО)
[23] Архив ФГУК ТГМО Годовые отчеты о деятельности музея 1-х Тульских оружейных заводов. 1925–1940 гг. (Архив ТГМО)
[24] ГАТО. Ф. Р-220, оп.1, Д.1390, Л.125об.
[25] Архив ФГУК ТГМО Ф. Отчеты о работе музея. Оп.1, Д.36. Л.1-2
[26] Там же. Л.2.
[27] ГАТО. Ф. 3306. Оп. 3. Д. 3. Л. 1.
[28] Архив ФГУК ТГМО Ф. Отчеты о работе музея. Оп.1, Д.37. Л.1.
[29] Там же. Л.2.
[30] Там же. Л.4.
[31] Там же. Л.5.
[32] Там же. Л.6.
[33] Там же. Л.8.
[34] Там же. Л.8–9.