Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Почему исторический идеализм?

Теория и методология идеалистического подхода к истории была апробирована в двухтомнике «Идеалистическая история России», однако для того, чтобы выйти на полноценное теоретическое обоснование необходима более детальная проработка теоретических вопросов. Видов идеализма относительно много. В самом общем виде они делятся на объективный и субъективный. Идеалистический подход, который разрабатываю я, относится скорее ко второму виду идеализма. Пока вырисовывается идейная близость к кантовскому пониманию идеализма, хотя многие идеи объективного идеализма тоже оказываются близки. Вообще идеалистическая проработка истории гораздо более богаче, нежели я думал первоначально, но вот полноценных систем не очень много. Прежде всего это конечно гегелевская «Философия истории», а также различные истории созданные в рамках религиозного идеалистического мировоззрения. Субъективный взгляд на историю, который ближе всего мне – подход фон Мизеса, однако он разработал только теорию, не применив ее на практике.

Для того, чтобы разработать полноценную теорию подхода необходимо прежде всего определить понятия, при этом никуда не денешься от существующего научного дискурса. Работать придется в нем, но при этом необходимо уточнить существующие понятия применительно к идеалистическому подходу. Мой подход лежит в рамках известного принципа Оккамы – не множить сущности без крайней необходимости, правда это таит опасность быть неправильно понятым, но создавать новый язык, плодить новые термины, – кажется еще хуже.

Основной постулат, от которого буду отталкиваться заключается в том, что поскольку прошлого, как объективной реальности не существует, то история – это идеальная, субъективная конструкция, созданная в сознании историка и положенная на бумагу. В голове читателя возникает свой образ истории, значительно или незначительно отличающийся от того, который создал историк, поскольку факты и теоретический подход, содержащийся в тексте накладываются на мировоззрение читателя и дают несколько иную картину, нежели та, которая была в сознании историка. Больше истории нигде нет и быть не может. Исходя из этого нужно понять, что такое прошлое, т.е. время, которого уже нет, и действительность, которая навсегда канула в лету. При этом никуда не уйти от первоначального понятия – понятия времени. Вот этим я сейчас и буду заниматься.