Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Ноосфера как субъективно-объективная реальность 

Герасимов Г. И. Ноосфера как субъективно-объективная реальность // Ноосферные исследования. 2024. №2. С. 5-14.

Аннотация

В статье на основе авторского идеалистического подхода обосновывается возможность и необходимость введения понятия субъективно-объективной реальности (СОР), составляющей ноосферу. СОР определяется автором как реальность, которая не может существовать без человека ее создавшего, воспринимающего и использующего. Часть субъективно-объективной реальности имеет материальную форму, а часть – идеальную. Такая реальность в ее материальной части создается человеком из вещества природы, однако ее сущность, смысл и содержание как культурного феномена, определяются не ее природными данными, а теми идеями, которые в ней реализовал сотворивший ее человек. Познав идею, заложенную человеком при создании этой реальности, мы познаем ее истинное содержание. В отношении субъективно-объективной реальности человек выступает как полноправный творец-создатель, и потому в его власти и силах изменять ее по своему усмотрению. Субъективно-объективная реальность  составляет ту часть действительности, которую мы относим к культуре, поэтому общие, присущие всем формам СОР, свойства и отношения станут предметом изучения культурологии, а частные формы – предметом других гуманитарных, общественных и технических наук. Гуманитарная наука при идеалистическом подходе к субъективно-объективной реальности становится способной произвести объективное и абсолютно-истинное знание, которое сегодня не достижимо в постнеклассическом естествознании.

Цель данной статьи – обосновать с позиций авторского идеалистического подхода [Герасимов, 2022] новый вид реальности – субъективно-объективную, которая образует ноосферу и должна стать объектом исследования гуманитарных наук.

Классики учения о ноосфере различно понимали ее содержание. Если Пьер Тейяр де Шарден полагал ее в виде «мыслящего пласта», развивающегося над биосферой как миром растений и животных [Тейяр де Шарден, 2002: 286], то В.И. Вернадский утверждал, что ноосфера создается трудом и сознанием человека путем переработки земной оболочки и биосферы в качественно новое состояние [Вернадский, 1939: 6], не раскрыв детально ее состав и содержание.

Как считает Г.С. Смирнов: «Ноосферная реальность — это своего рода проявленность ноосферного сознания в социоприродном бытии… Воздействие на биосферу культуры делает ноосферу реальностью» [Смирнов, 1998: 85].

Сложный состав искусственной реальности, образующей ноосферу, включенность в нее человека подтверждает и современная наука: «Поскольку приоритетным типом объектов современной постнеклассической науки стали сложные природно-социальные системы, включающие в себя человека, постольку полное описание свойств, отношений и закономерностей такого рода систем с необходимостью требует значительного объема знаний о человеке как не только рефлексирующем существе, но и способному к рациональному целеполаганию, но также активным действиям с природной частью системы, не только в плане достижения максимальной адаптации, но и ее кардинального изменения для достижения своих целей. Очевидно, что все знания и описания человеко-размерных систем будут с необходимостью включать в качестве своей важнейшей составляющей ценностную, а также «диалогическую» компоненту взаимодействия человека и природы как двух главных частей такого рода систем (Степин)… Общая методология описания такого рода систем пока не разработана» [Лебедев, 2021: 53]. В данной статье автор предлагает для описание таких систем использовать понятие субъективно-объективной реальности (СОР), частно-историческим случаем которой является ноосферная реальность.  

Идеалистическая эволюция науки

Современное понимание постнеклассической науки демонстрирует разрыв с основными положениями науки классической, которая основывалась на материализме, провозглашала полную независимость реальности от субъекта познания – ученого, а знание трактовала как отражение материального мира в его сознании. Классическая наука предполагала и наличие объективной истины, независимой от человека, познающего объективную реальность. Такое объяснение не подходит для понимания ноосферной реальности. В современной науке все эти постулаты подвергнуты ревизии. Путь науки от ее классических форм к неклассическим, а затем к постнеклассическим, – это путь от материализма к идеализму. Как считает С.А. Лебедев, «и в онтологическом, и в гносеологическом отношении правы оказались не материалисты с их идеей отождествления объективной реальности с материей, а идеалисты: объективные (в онтологическом плане) и субъективные (в гносеологическом плане)» [Лебедев, 2021: 12].

Сегодняшние ученые – как «естественники», так и «гуманитарии», сходятся в существовании нового типа реальности, включающей в себя наряду с природой и человека. С.А. Лебедев и Г.О. Щукин считают, что существует «новый тип современной объективной реальности. Это сверхсложные и эволюционирующие объекты и системы: мозг, животные, человек, искусственный интеллект, геном, общество, цивилизация, мировая экономика, интернет, наука, техносфера, биосфера, ноосфера, Вселенная. В большинство такого рода систем входят люди с их сознанием, мышлением, волей и способностью принимать самостоятельные решения. Поэтому для адекватного описания таких систем и предсказания их состояний уже не пригодны методы не только классической, но и неклассической науки» [Лебедев, Щукин, 2022: 37]. Можно согласиться с этим утверждением, однако представляется необходимым более четко определить и описать тип этой новой реальности.

Описание субъективно-объективной реальности

Субъективно-объективная реальность (СОР) – такая реальность, которая не может существовать без человека, ее создавшего, воспринимающего и использующего. Такая реальность в ее материальной части создается человеком из вещества природы, а значит, являясь частью природы, она подчиняется ее законам. Однако сущность, смысл и содержание СОР как феномена определяются не ее природными данными, а теми идеями, которые в ней реализовал сотворивший ее человек. Например, пашня без человека – это просто рыхлая почва, но созданная человеком пашня – это не просто рыхлый грунт – это величайшая человеческая ценность – основа жизни и культуры, символ плодородия. Недаром она и есть «культура» в ее первоначальном значении.  

Создание субъективно-объективной реальности начинается с творения идеи. Без идеи невозможна никакая человеческая деятельность. Идея определяет проект, образ, цель и сущность новой реальности, поэтому для того, чтобы понять происхождение, смысл и содержание такой реальности, нужно понять идею, которая лежала в основе творения.

Поскольку субъективно-объективная реальность создается человеком на основе определенной идеи, поэтому как содержательно, так и генетически важнейшим и первичным ее элементом является идеальный и субъективный. Идеально-субъективное начало – главное в СОР. Познав идею, заложенную человеком при создании этой реальности, мы познаем ее истинное содержание.

Автор исходит из положения о том, что природная объективная реальность и культурная субъективно-объективная реальность, созданная человеком, имеют столь глубокие отличия, что являются различными видами реальности, а поэтому должны изучаться разными науками. Объективная, природная реальность – естественными, а субъективно-объективная – гуманитарными, социальными и техническими. 

Онтологическое различие между природой и культурой столь велико, что недостаточно обозначить культуру как особую часть природы, переформатированную человеком под свои нужды, – это принципиально иная реальность, не только равнозначная с природной реальностью, но, пожалуй, еще более важная, поскольку, как утверждал Э. Гуссерль, единственная реальность, данная человеку, – это реальность его жизненного мира [Гуссерль, 2004: 89], и культура в этой реальности сегодня для человека важнее природы.

Над объективной реальностью человек не властен, поскольку не он ее создал. В отношении субъективно-объективной реальности, которая и составляет ноосферу, человек выступает как полноправный творец-создатель и потому в его власти и силах изменять ее по своему усмотрению. Субъективно-объективную реальность он может развить, может уничтожить, может менять не только ее форму, но и содержание. Выступая как создатель по отношению к СОР, человек закладывает, а в случае необходимости и меняет законы ее существования, поэтому в культуре, в отличие от естествознания, нет и не может быть неизменных объективно существующих законов, все ее закономерности и тенденции определены человеком и могут им меняться.

Часть субъективно-объективной реальности имеет материальную форму, а часть – идеальную. Идеально-материальную форму имеет и пашня. Она началась и существует как основа человеческой жизни в человеческом сознании и материально воплощена в рыхлом плодородном слое земли. Без человека пашня превращается просто в материальную форму – плодородный слой земли.

Другая форма – это объективно существующая идеальная объективная нематериальная реальность. Ее примером является общество, которое объективно существует в этом мире, однако начинается и содержится преимущественно в человеческом сознании. Доказательством этому служит мысленный эксперимент. Представим себе, что в одночасье все люди лишились разума. И в тот же момент на Земле исчезает объективно существовавшее общество, при этом никаких материальных изменений не происходит: люди продолжают существовать как биологические организмы, инфраструктура общества – здания школ, парламента, общественные пространства и др. – стоят, но общества нет. В объективном материальном мире ничего не изменилось, а общество исчезло. Этот эксперимент свидетельствует о том, что общество является идеальным феноменом и актуально существует только в индивидуальном человеческом сознании.

Субъективно-объективная реальность составляет почти всё, что мы относим к культуре и ноосфере. Все созданное человеком и объективно существующее является объектом культуры. Вместе в тем, к культуре и ноосфере относится и значительная часть идеальной, субъективной реальности, в той части, в которой она создана человеком-разумным, а не обусловлена его генетикой, биологической природой, – это знания, представления о мире, теории и другие идеальные компоненты сознания, созданные человеческим творчеством.

Под понятие субъективно-объективной реальности не подпадают те идеальные объекты и явления, которые, существуя в человеческом сознании, не реализуются в объективном мире. К таким можно отнести многие философские идеи и образы прошлого, создаваемые историками, хотя некоторые из них могут существовать в материальном мире в форме книг, памятников, музеев и т.п. Вместе с тем, большинство произведений искусства так или иначе воплощают в объективном мире идеи, созданные творцами, – художниками – в форме картин; музыкантами – в форме нот и колебаний воздуха в процессе исполнения своих произведений.  

Из вышеизложенного следует, что объектом гуманитарных,  социальных и технических дисциплин является субъективно-объективная реальность ноосферы, которая начинается в человеческом сознании, им определяется, воплощается в реальность с помощью труда, инструментов, машин и других приспособлений, а также воздействия на других людей. Предметом этих дисциплин является та предметная область СОР, которую они изучают. Для искусствоведения – это области, касающиеся искусства. Для социологии – отношения между людьми, создание и функционирование общества. Для технических наук – это техносфера. Поскольку все науки созданы человеком, то они являются частью культуры, и в этой части все науки являются гуманитарными, включая физику, математику, астрономию. Это обстоятельство начало осознаваться относительно недавно, когда выяснилось, что идейно-ценностное содержание человеческого сознания оказывает неустранимое влияние на любую научную деятельность, в том числе и на естественнонаучную.

Если в период существования классической науки считалось, что человек, его взгляды и ценности не должны влиять на научные исследования и такое влияние мешает получению объективного знания, то сегодня приходит понимание того, что идейно-ценностное влияние является необходимым условием и решающим фактором развития научного знания. Без него оно и невозможно, и бесцельно. Маятник качнулся в обратную сторону и от полного отрицания влияния человека на объект исследования в рамках классической научной парадигмы он перешел в положение, где это влияние в постнеклассическом научном сообществе объявляется решающим. Ноосфера как область разума заполняет не только пространство нашей планеты, но и становится объектом научного познания.

Субъективно-объективная реальность и культура

Ближе всего по содержанию к субъективно-объективной реальности – понятие «культуры», которая определяется в Энциклопедии культурологии как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символич. обозначений окружающего мира». Далее содержание культуры приводится через перечисление основных ее объектов: «К. есть “возделанная” среда обитания людей, организованная посредством специфич. человеч. способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир “возделанных” личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биол., сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения; мир “упорядоченных” коллективов людей…» [Флиер, 1998: 335-338]. Этот список из нескольких десятков определений можно продлить. Его непомерный объем означает, что культура как объект научного познания размыт и до сих пор внятно не определён. Вместе с тем, нетрудно заметить, что вся совокупность этих частей культуры подпадает под определение субъективно-объективной реальности. Методологический принцип «бритва Оккама» гласит, что «не следует множить сущее без необходимости» и введение понятия субъективно-объективной реальности позволит отсечь всё лишнее, оставив главное.

Еще одно достоинство нового понятия в том, что оно решительно делит весь объективный мир на два вида реальности: объективную и субъективно-объективную.

Введение понятия субъективно-объективной ноосферной реальности позволяет принять ее в качестве объекта изучения науками, при этом общие, присущие всем формам СОР, свойства и отношения станут предметом изучения культурологии, а частные формы – предметом других гуманитарных, общественных и технических наук.

Ноосфера – это современный исторический этап существования субъективно-объективной реальности, впервые созданной в глубокой древности.

Определение субъективно-объективной реальности

 Для определения, является ли данная реальность субъективно-объективной, достаточно провести мысленный эксперимент, исключив человека из процесса создания и ощущения данной реальности. Если реальность не изменилась, значит она относится к природной, а если реальность потеряла свой изначальный смысл и содержание, значит – это субъективно-объективная реальность. Например, самолет – без человека – это изделие из металла неизвестного назначения, а с человеком – аппарат для полетов в воздухе. Знамя полка – святыня, олицетворяющая честь и достоинство военнослужащих данной части, а без человека – это кусок материи красного или иного цвета с некоторым рисунком и надписью. Ландшафт, к которому человек не приложил труд, – это определенно природная реальность, но, если этот же ландшафт входит в состав природного заповедника и сохраняется человеком как часть нетронутой природы, он сразу же превращается в субъективно-объективную реальность.

Последний пример свидетельствует, что барьер, отделяющий объективную природную реальность от субъективно-объективной, находится в сознании человека. Это – идея, создающая природный заповедник и превращающая его в ценность для данного общества. Сколько бы естествоиспытатель не пытался исследовать своими методами и приборами этот заповедник, он не найдет в нем той ценности, которую ощущает каждый посетитель данного заповедника, потому что она находится не в природной объективной реальности, а в человеческом сознании. Поэтому именно человеческое сознание должно стать главным объектом изучения гуманитарных наук.

Методология создания и познания субъективно-объективной ноосферной реальности

Всеобщим методом создания и познания СОР является творчество как создание нового, еще не бывшего в объективном природном мире и субъективном мире человеческого сознания. Творчеством созданы все науки и искусства, вся техносфера, преобразована природная объективная реальность и создана ноосфера, поэтому творчество – это всеобщий метод гуманитарных наук.

Изучить, понять творчество и создать практически работающие творческие технологии – вот сверхзадача научного сообщества. Когда она будет освоена – инновации, открытия будут поставлены на промышленную основу, а преобразование мира выльется в создание ноосферы вселенского масштаба.  Однако для этого нужно перенести центр внимания всей науки с внешней реальности на идеальную реальность человеческого сознания, составляющую основу ноосферы. Там и только там начинается и развертывается творческий процесс, который затем преобразует внешний мир в ноосферную реальность с помощью человеческого труда, инструментов, станков, производств, роботов с искусственным интеллектом и других многочисленных приспособлений, созданных творчеством человека. 

Любое творчество начинается с создания идеи изменения существующей реальности, либо создания новой действительности. В этой идее содержится проект будущей реальности. Сначала она полностью идеальна, поскольку вся содержится в виде образа в индивидуальном человеческом сознании. Затем этот проект реализуется в объективном мире в форме строительства дома или нового образца техники, либо спектакля  или создания политической партии. Таким образом создается новая реальность, которую мы привыкли называть культурой или искусственной реальностью. Однако ни одно из этих понятий не вмещает в себя всю полноту содержания произведенного человеком действия.

Всеобщим методом гуманитарных наук остается метод понимания, однако в рамках авторского идеалистического подхода он трансформируется в метод понимания идей, которые лежат в основе субъективно-объективной реальности.

СОР функционирует в соответствии с заложенной в нее идеей, поэтому ее познание является аналогом познания природного закона в естествознании. Идеи, аналогично законам природы, определяют смысл и содержание объектов и явлений ноосферы. В отличие от естествознания, в котором человек не властен над законами объективного мира, в отношении идей человек выступает как подлинный творец, поэтому он властен не только менять, но и уничтожать созданную им ноосферную реальность. Однако это не отменяет того фундаментального значения, которое имеют идеи в отношении созданных на их основе явлений и объектов субъективно-объективной реальности, а значит и необходимости понимания этих идей.

Методология культурологии сосредоточится на способах создания СОР, связи идеального и материального, субъективного и объективного, общих методах изучения этой формы действительности. Методология частных гуманитарных, общественных и технических наук сконцентрируется на создании методов изучения отдельных форм субъективно-объективной реальности, например, музеология – на создании и понимании музейной части СОР.

Поскольку предметные области субъективно-объективной реальности значительно отличаются друга от друга, то и методы их познания будут отличаться. Если технические науки используют натурный эксперимент, математическое моделирование, аналитические исследования, то социология применяет наблюдение, опрос, контент-анализ; история использует историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный методы и др.

Об исторических перспективах новой форме реальности

Ноосфера, о которой говорил В.И. Вернадский, – это и есть субъективно-объективная реальность, и она уже выходит за рамки Земли. Человек осваивает Солнечную систему, на очереди – Галактика. Луна и Марс с человеком – это иные планеты, чем они были без человека. Человек создал новую форму реальности – СОР, и она распространяется во Вселенной. Ее распространение идет исторически быстрыми темпами. Расширение субъективно-объективной реальности, созданной человеком, по своей скорости сопоставимо с Большим взрывом. И источник этого взрыва – человеческие идеи. Понять их – значит понять Человека, смысл и содержание его деятельности.

Энергия человеческих идей много больше ядерной энергии, ведь именно идеи создали и саму ядерную энергию в том виде, в котором ее использует сегодня человечество. Человек, творя наощупь, неясно осознавая, как он это делает, тем не менее, достигает огромных успехов в современном творчестве. Что произойдет, когда это творчество будет поставлено на поток, когда каждый человек превратится в творца? Представить такое и восхитительно, и страшно одновременно. Открываются такие горизонты, о которых еще 100 лет назад и помыслить было невозможно. Достичь эти горизонты и зайти за них можно в том случае, если человеческое сознание заработает на свою полную возможную мощность. Сделать это можно только в том случае, если главной наукой станет гуманитарная наука – наука о Человеке, созидающем ноосферу.

Огромный массив накопленных наукой знаний лежит мертвым грузом без работающих технологий их творческой реализации. Сегодняшние методы активизации творческого мышления пока весьма ограничены в своих возможностях. Например, создатель новой дисциплины «креаторики» М.Н. Эпштейн в качестве основного творческого метода выдвигает метод ошибок, которые рассматривает как мутации, приводящие к созданию нового, в живом мире и лежащие в основе дарвиновской эволюции видов. Он пишет: «Часто именно ошибка становится модусом переключения из одной системы в другую. Нарушение правила ведет к его расширению или становлению нового правила, смысла, системной закономерности» [Эпштейн, 2016: 56]. Однако довести этот метод до промышленно работающей технологии пока не удается.

Вместе с тем, творческий процесс в человечестве идет непрерывно. Каждый человек за свою жизнь совершает большое количество творческих актов, различного масштаба и назначения. Одни творят в быту, другие – в науке и технике, третьи – в искусстве и литературе, однако поставить творчество на промышленную основу никому не удавалось. В СССР создавались новые формы организации творческих коллективов в форме конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Их деятельность принесла определенный творческий результат, но его причины не были теоретически осмыслены и доведены до уровня технологий. Творчество по-прежнему является прерогативой одиночек.

Истина в познании субъективно-объективной реальности

Для того, чтобы познать субъективно-объективную реальность, достаточно познать и понять идею, лежащую в ее основе. Поняв эту идею, мы познаем истинное содержание этой реальности, мы познаем истину в ее платоновском понимании: как соответствие знания идее изучаемого объекта. Правда это не объективная платоновская идея, а обычная человеческая мысль-идея, лежащая в основе действия по созданию конкретного образца СОР. Если удалось познать идею, лежащую в основе конкретной субъективно-объективной реальности, значит исследователь познал ее истинный смысл и содержание. В роли такой истины может выступать чертеж промышленного образца или формула химического вещества, набросок архитектурного шедевра или концепция нового музея. Истина в гуманитарных науках достижима, и это не консенсусная и не конвенциальная ее форма, которую предлагает современная постнеклассическая наука [Лебедев, 2020: 80], а истина в ее первоначальном значении – как соответствие объекта идее.

Идеалистический подход полагает, что полным знанием истины обладает творец объектов реальности. Носителем истины о самолете является его конструктор, только он во всех подробностях знаком с его идеей, воплощённой в летательном аппарате. Другие люди – инженеры, знакомые с теорией создания летательных аппаратов, могут понять идею конструктора по его чертежам, пояснительным запискам, однако всей полнотой истины о конкретном самолете они не владеют.

В искусстве истиной владеет живописец, создавший полотно, в котором он выразил определенную идею.

Гуманитарная наука при идеалистическом подходе к реальности становится способной произвести объективное и абсолютно-истинное знание, которое сегодня не достижимо даже в постнеклассическом естествознании.

Выводы

Таким образом, введение понятия субъективно-объективной реальности создает ее новый вид, путем слияния идеально-субъективной реальности человеческого сознания и объективной реальности природного мира в единую форму.

Развитие субъективно-объективной реальности на определенном историческом этапе приводит к созданию ноосферы.

Сущность и содержание СОР определяются создавшей ее идеей, познав которую, мы познаем ее истинное содержание. 

Субъективно-объективная реальность – объект изучения гуманитарных, общественных и технических наук. Всеобщими методами познания СОР является творчество и метод понимания. В познании субъективно-объективной реальности возможно обретение истинного знания как соответствия идее, создающей СОР.

 

Библиографический список / References

Вернадский В.И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 2. 36 с.

(Vernadsky V.I. On the fundamental material and energy difference between living and inert natural bodies of the biosphere // Problems of biogeochemistry. Mocsow- Leningrad, 1939, 36 p. — In Russ.)

Герасимов Г. Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции: монография. Екатеринбург: Издательские решения, 2022. 342 с.

(Gerasimov, G.  Idealist approach to history: theory, methodology, concepts: monograph. Ekaterinburg, 2022, 342 p. — In Russ.)

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Санкт-Петербург : Фонд Университет : Владимир Даль, 2004. 398с.

(Husserl, E. The crisis of European sciences and transcendental phenomenology. St. Petersburg, 2004. — In Russ.)

Лебедев С.А. Основной вопрос философии: кто прав, кто не прав и почему // Гуманитарный вестник. № 4. 2022. С. 1-14.

(Lebedev, S.A. (). The main question of philosophy: who is right, who is wrong and why. Humanities Bulletin. 2022. 4, Pp. 1-14.— In Russ.)

Лебедев С.А. Методология науки: от монизма к системному плюрализму // Журнал философских исследований 2021. Т. 7. № 4 . С. 48-56.

(Lebedev, S.A. Methodology of science: from monism to systemic pluralism. The journal of philological studies. 2021. 7(4), Pp. 48-56. — In Russ.)

Лебедев С.А., Щукин Г.О. Методология классической, неклассической
и постнеклассической науки //  Журнал философских исследований.  2022. Т.8. № 2. С. 32-40.

(Lebedev, S.A., Shchukin, G.O. (2022). Methodology classical, non-classical and post-non-classical science. The journal of philological studies. 8(2), Pp.  32-40. — In Russ.)

Лебедев С.А. Природа научной истины // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 1. С. 75-85.

(Lebedev, S.A. (). The nature of scientific truth. Bulletin of the Moscow State Regional University (Philosophy). 2020, №1, Pp. 75-85. — In Russ.)

Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.

Smirnov G.S. Noospheric consciousness and noospheric reality: philosophical problems of the noospheric universe. Ivanovo, 1998. 244 p. — In Russ.)

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: ООО «Изда­тельство АСТ», 2002. — 553 с.

(Teilhard de Chardin P. The Phenomenon of Man. Moscow, 2002. — In Russ.)

Флиер А. Культура. // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; OOO “Алетейя”, 1998. С.335-338.

(Flier A. Kultura. Cultural studies of the twentieth century: encyclopedia. St. Petersburg, 1998, T.1. Рр.335-338. — In Russ.)

Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. Москва – Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.

(Epstein, M.N. From knowledge to creativity. How the humanities can change the world. Moscow – St. Petersburg, 2016, 480 р. — In Russ.)

Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. Москва – Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. — М.: ООО «Изда­тельство АСТ», 2002. — 553, [7] с.

Вернадский В.И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 2. 36 с.

Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.