Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Музеология как гуманитарная наука

 Опубликовано в журнале Философия и культура. — 2022. — № 4. — С.113-125. DOI: 10.7256/2454-0757.2022.4.37794 URL: https://e-notabene.ru/pfk/article_37794.html

Целью статьи является обоснование  главных теоретических и методологических положения музеологии как гуманитарной науки. С идеалистических позиций сформулированы ее основные понятия, определена методология. В качестве объекта рассматриваются идеи человека, создающего музейную реальность для достижения влияния на сознание других людей. В качестве предмета определена идея конкретного музея, реализованная в объективной реальности. Предметом музеологии является также процесс реализации идей – функционирование музейной реальности и процесс ее восприятия посетителями.  Цель музея – произвести определенные изменения в сознании и мироощущении другого человека – посетителя. В основе методологии музеологии как гуманитарной науки лежит метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Особую роль играют методы: коммуникативный и конструирования. Цели музея определяют его функции, важнейшей является коммуникативная, именно она реализует главную цель музея – передать идеи и ощущения от музейного сотрудника – посетителю. Способы достижения цели могут меняться с изменением взглядов в обществе, при этом меняются сами музеи и их функции. Главным фактором, определяющим роль и общественную значимость музеев, является интерес к ним человека, который проявляется в том случае, когда идеи, заложенные в их основание, соответствуют главным мировоззренческим идеям, господствующим в обществе, и помогают людям в решении их жизненно важных проблем. Музей должен быть актуальным, только тогда он играет важную роль в жизни общества. Следующим этапом развития музеологии как гуманитарной науки является ее апробация в ходе решения научных и практических задач, стоящих перед музейным сотрудником.

 

 

1. Введение и постановка проблемы

Споры о том, является ли музеология (музееведение) наукой, возникли еще в прошлом веке, но до сих пор ученые не пришли к единому мнению. Нет единства и в понимании того, что является объектом, предметом и методологией музеологии, и даже неясно к какой отрасли знания она принадлежит. Одни относят музеологию к общественным наукам, изучающим музей как социальный институт; другие склонны относить ее к культурологической сфере [1, с. 445-460]. В российской науке «Единого мнения о том, что должно представлять собой музееведение, пока не выработано» [2]. В зарубежной также идет напряженный поиск объекта, предмета и методологии музеологии как науки [3-5].

Поскольку образцом науки считается естествознание, которое базируется на материалистическом подходе, то и музей чаще всего рассматривается как объект материального мира. Однако в природе нет необходимости в музее. Музей не есть что-то закономерное и неизбежное в этом мире. Поэтому его представляют как социальный институт, научно-исследовательское или образовательное учрежде­ние, как коммуникативную систему или «культурную форму», т.е. как объект материального объективного мира, существующего отдельно от человека.

Неопределенность музеологии как науки вызывает необходимость активизации исследований ее фундаментальных основ. В данной статье автор, развивая положения предшествующих своих исследований, опубликованных в журнале Вопросы музеологии [6,7], обосновывает главные положения музеологии с позиций гуманитарной науки.

В самом широком смысле, объектом гуманитарных наук является человек как совокупность всех его свойств. В узком смысле, объектом гуманитарных наук является сознание человека, создающее новые идеи, которые человек воплощает в жизнь с помощью своих сил и способностей, а также всего арсенала искусственно созданных орудий, приспособлений, инструментов, станков, машин и так далее.

Объект гуманитарных наук идеален – это идеи, сотворенные человеческим разумом, и их воплощение в объективном мире. Одной из них является идея музея, а значит важнейшей частью объекта музеологии как гуманитарной науки является идея музея, осуществленная и функционирующая в реальности. Например, в основу Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи положена идея  Петра I сохранить «“для памяти на вечную славу” отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность» [Сайт Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. https://www.artillery-museum.ru/ru/museum/ (дата обращения: 29.12.2021)]. Созданию Пензенского музея одной картины предшествовала идея Г.В. Мясникова «открыть удивительный внутренний мир автора-художника, его идеи, его замыслы, переживания» [Сайт Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого. http://penza.gallery/o-muzee/filialy/muzej-odnoj-kartiny.html (дата обращения: 29.12.2020)].

Музеи созданы человеком, «музеи существуют для людей» [2, с.192] и меняются в результате их деятельности. Любой музей – результат реализации идей, созданных сознанием человека. Он нужен только человеку, поэтому, по мнению автора, музеология – это, прежде всего, наука о человеке, создавшем музей, и о человеке, воспринимающем музейную реальность.

Музей как институт хранения и использования предметов наследия, как особое пространство – это лишь средство коммуникации, созданное для трансляции идей и эмоций от одного сознания другому.  В этом смысле, он вторичен по отношению к идее, его создавшей, и идее, которую он несет посетителю. И с этой позиции музеология – наука гуманитарная. Любые изменения в ней – результат творческой человеческой деятельности, а не природных сил.

Как и любая другая, идея музея существует в рамках иерархической системы – мировоззрении, поэтому она зависит от главного содержания, господствующего в данный исторический момент мировоззрения. Этим объясняются изменения музеев при смене идейных парадигм. При перемене политической идеологии меняются музеи исторического профиля; создание новых научных картин мира приводит к трансформациям музеев научного профиля; появление новых эстетических парадигм, которые меняют понятие прекрасного, влияет на содержание художественных музеев. Создание принципиально новых взглядов на мир ведет к созданию новых музеев, например, экологический подход, привел к созданию эко-музеев.

Новые идеи порождали и будут порождать новые виды и формы музеев.

2. Объект и предмет музеологии

Музеология как гуманитарная наука изучает процесс создания идеи музея и ее осуществления в реальности, а также результаты функционирования музея  и его воздействие на сознание других людей – посетителей музея.

Объект музеологии – это идеи человека, создающие искусственную реальность для достижения определенных целей. Это деятельность одного человеческого сознания, направленная на изменение другого сознания, путем создания новой искусственной субъективно-объективной реальности, функционирующей в форме музея.

Субъективно-объективная реальность, в широком смысле, – это такая реальность, которая без человека теряет свои сущностные качества. Например, древняя книга, именно как книга, без человека, понимающего текст, не существует. Без него – это лишь стопка сшитых листов бумаги, испещренных непонятными знаками, которые приобретают книжный смысл только в сознании читающего человека.

Музей начинается в сознании человека, создающего его идею, осуществляется в реальности в форме музея, как общественного института, и заканчивается в сознании посетителя, воспринявшего те идеи и ощущения, которые до него хотел донести музейный сотрудник.

Субъективно-объективная реальность начинает свое существование в идеальном виде в человеческом сознании. Например, – Куликово поле, вне русского исторического сознания – лишь местность, имеющая определенные географические координаты. Музейно-мемориальный комплекс «Куликово поле» – это новая реальность, созданная человеком и которая без воспринимающего его человеческого разума музейного содержания не имеет.

В музейной практике часто встречаются предметы неизвестного назначения, которые потеряли свой истинный смысл, поскольку их идеальная составляющая нам неизвестна. Это неполная реальность, лишенная своей субъективной части. Музей и музейный предмет не могут полноценно существовать без понимающего их человеческого сознания.

Предметом музеологии является идея конкретного музея, созданная человеческим сознанием, а затем реализованная в объективной реальности в форме соответствующего музея, функционирование которого нацелено на изменение сознания посетителей путем рационального и эмоционального воздействия на них.

Реализация цели музейной деятельности – воздействие на посетителя, носит идеальный и субъективный характер. Идея музея для достижения своей цели – изменения сознания другого человека, требует создания искусственной субъективно-объективной музейной реальности.

Различные идеи порождают разные виды и формы музеев. В зависимости от содержания идеи, музейная реальность может создавать образ прошлого или показывать развитие определенного вида искусства, или науки, порождая музеи различного профиля: исторические, художественные, искусствоведческие, архитектурные, технический, и другие. В этом процессе идея первична, воплощение – вторично не только во времени, но и по содержанию, которое целиком и полностью определяется идеей музея.

Например, в основе московского Дарвиновского музея лежит идея его основателя А. Котса «создать у себя на родине музей, пропагандирующий основы эволюцион­ного учения» [8, с.92].

Для реализации разных идей требуются разные формы музеев. Их уже много, а будет еще больше. Все, что объединяет музеи – это их публичная форма, а также алгоритм создания и функционирования идеи посредством формирования музейной субъективно-объективной реальности с целью передачи знаний или эмоций для изменения сознания человека, либо закрепления его идейного содержания.

Поскольку музей без человека и вне его сознания не существует, как музейная реальность, то изучение этой реальности должно начинаться с изучения человека, создающего и реализующего идею музея, и человека, воспринимающего музейную реальность: музейщика и посетителя. И тот и другой историчны, т.е. являются людьми своего времени, сущность которого определяет господствующее мировоззрение, как система идей, объясняющих мир и определяющих пути его преобразования, а также формы и образ жизнедеятельности обществ и их музеев.

Предметом музеологии являются не только идеи, на основе которых создается музей, но и процесс их реализации – функционирование музейной реальности, созданной на основе этих идей, а также процесс восприятия этой реальности посетителями. Таким образом, предмет музеологии – комплексный, многосоставной, процессуальный. Это сложный, многоступенчатый процесс, начинающийся с идеи создания музея, его функционирования и завершающийся восприятием музейной реальности сознанием посетителя.

Цель музея – произвести определенные изменения в сознании и мироощущении другого человека – посетителя.

Таким образом, музеология изучает идеи, которые реализовал создатель конкретного музея, и всю совокупность процессов работы музея по воздействию на посетителя музея, преследующих цель изменить его в нужном для музейного работника направлении. Любое воздействие на сознание человека: рациональное или эмоциональное, если оно достаточно убедительно, меняет содержание сознания человека; либо усиливает те или иные уже имеющиеся в нем идеи. Например, Музей революции должен был убедить посетителя в верности Великой октябрьской революции; Музей атеизма – сокрушить религиозную идею в сознании верующего и закрепить идею атеизма в душе безбожника. Идея Тульского государственного музея оружия – показать мастерство тульских оружейников, нацеленное на создание оружия для защиты Родины.

3. Методология музеологии

Главные мировоззренческие идеи определяют методологию достижения мировоззренческих целей, например, марксистский подход утверждает, что «Музееведение базируется, прежде всего, на диалектико-материа­листической методологии и как общественная наука — на методах исторического материализма» [9, с.13].

При изменении главных мировоззренческих идей одновременно меняются пути познания и преобразования мира. Например, для позитивистской науки, когда объект противостоял субъекту и не зависел от него, соответствовала одна методология, а когда выяснилось, что субъект оказывает влияние на изучаемый объект, потребовалась иная, а если субъект активно участвует в конструировании объекта, как это происходит в исторических музеях, нужна третья методология. Отсюда следует, что методология зависит от теории и определяется ею.

Изначально в науке методология рассматривалась, в основном, как путь познания, т.е. путь достижения, добычи истинных знаний. В ХХ веке методология уже включает в себя и разработку способов практической деятельности, понимаемую в основном в технологическом ключе. Методология все чаще становится теорией изменения окружающей человека действительности, создания новой реальности.

Часто главной целью методологии заявляют изучение окружающего мира, однако одно познание не может быть целью методологии,  поскольку приобретение знания ради знания бессмысленно. Методология, как способ достижения цели человеком, намного шире, поэтому познание только лишь первая ступень к тому действию, которое должно изменить жизнь человека, достигнуть целей, определяемых его мировоззрением.

Теория – это представление об объективной и идеальной реальности, а методология – представление о том, как эту реальность изучить, понять, изменить и, даже, создать. Теория и методология – это идеальные представления, но они отличаются по сфере приложения мысли.

Мысль создает теорию как представление о внешнем или идеальном объекте, его содержании, связях, функционировании. Методология, основываясь на теории и исходя из нее, определяет пути, способы и методы изучения объекта, его понимания, проектирования будущих состояний или создания принципиального нового объекта и даже новой реальности. То есть, методология – это идеальная деятельность сознания по познанию, преобразованию, проектированию и конструированию объекта познания или его создания. Она основывается на теории и сама является теорией для деятельностного познания, изменения, и конструирования.

Отличие теории от методологии, таким образом, только функциональное. Теория и методология – это две составляющих одного идеального процесса по пониманию и преобразованию человека и окружающего его мира. При этом методология – это идеальная деятельность сознания, направленная на изменение как внешнего, так и внутреннего  мира человека.

Теория и методология сосуществуют в общей теории познания и преобразования мира, но надо признать подчиненность методологической теории главным научным идеям. Это обусловлено тем, что методология несамостоятельна, не она определяет предмет изучения и цель его изменения, которые задаются и определяются общей научной теорией.

 Общая теория объекта и предмета задает способы его познания, создания и преобразования. Например, представления геологии о Земле отличаются от представлений биологии о строения живых существ, поэтому и способы их изучения будут разными. Разительно будут отличаться и методы преобразования земной тверди и живого организма.

В самом общем виде методологию можно определить как путь познания, проектирования и преобразования объективного внешнего мира и субъективного мира человека, и этот путь определяется главными идеями господствующего мировоззрения.

Как считает О.С. Сапанжа, «методология науки способна только обозначить общие принци­пы эффективной познавательной деятельности, но она не может предсказывать конкретные пути познания исследуемого объекта. Методология вырабатывает общие подходы и прин­ципы, но не является методическим знанием, «рецептурой» и «технологией» получения нового знания» [10, с.5].

В основе методологии музеологии как гуманитарной науки – метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Этот метод является всеобщим для идеалистически-субъективного подхода, в рамках которого кроме музеологии функционирует и история.

Поскольку музей существует в объективной природной реальности, то для его изучения могут применяться методы, присущие исследованию этой реальности: рентгенография, спектрография и другие.

С естественными науками музеологию роднит широко применяемый музеями метод эксперимента, который осуществляется в ходе экспериментальных выставок и экспозиций. Однако, это внешнее сходство, поскольку естественнонаучный эксперимент – это «метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности» [11]. В музеологии эксперимент ведет к созданию не нового знания, а новой искусственной реальности, по-иному воздействующей на сознание посетителя.

При изучении музейных предметов используются методы этнографии, палеографии, археологии, литературоведения, текстологии, искусствоведения и другие. При проектировании выставок и экспозиций используются методы дизайна, исторической реконструкции, психологии, коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический, художественно-мифологический [12, 25] и другие.

Музеология изучает методы и способы коммуникации, в ходе которых музейщик передает свои идеи посетителю, оказывает влияние на его сознание и мироощущение.  К таким методам относится изучение языка символов, передачи информации и другие.

Особую роль в музеологии играет метод конструирования. Он применяется в большинстве музеев, даже в тех, которые своей задачей ставят сохранение существующей реальности. Конструируется: прошлое в исторических музеях; процесс эволюции в биологических; развитие искусства в художественных, и техники в технических. Метод конструирования новой искусственной реальности лежит в основе создания экспозиций и выставок. Изучение и разработка метода конструирования, доведение его до методик и практик – задача музеологии.

Поскольку музей нацелен на изменение сознания посетителей, которые являются частью общества, то для изучения этих изменений могут применяться методы общественных наук, например, социологии (метод опроса, контент-анализа и другие) для исследования воздействия музея на общественное сознание.

В отличие от естественных наук, где истина доказывается, в гуманитарной музеологии истина понимается. Хотя этот процесс по большей части рациональный, но в нем, особенно это касается искусствоведческих музеев, присутствует существенная эмоциональная составляющая, когда понимание приходит не в результате рациональных доказательств, а путем эмоционального озарения. В этой части музеология близка к искусству, которое создает мироощущение, столь важное при формировании убедительной картины мира. Музей своими специфическими методами создает это мироощущение, и понимание того, как это происходит – одна из задач музеологии. Мироощущение может создаваться не только для картины современного, но и прошлого, чем занимаются музеи исторического профиля.

4. Цели музея

Идеальная сущность музеологии проявляется не только в том, что в основании любого музея лежит идея, но и в цели, которую он преследует – изменения в сознании посетителя музея, которые могут быть только идеальными. При этом, в ряде случаев эти изменения достигаются не только путем использования рациональных средств, но и эмоционального воздействия.

Целью музея могут быть: национальная идентификация или национальная сплоченность на основе общего прошлого, укрепление государства; показ этапов развития искусства; доказательство верности какого-либо учения (марксистского, либерального, национального); и другие.

Третьяковская галерея ставит три основные цели: исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России; формировать российскую культурную идентичность; делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства [Миссия музея. Сайт Третьяковской галереи. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/about/mission/ (дата обращения: 08.09.2021)].

Центр толерантности Еврейского музея стремится наладить диалог между людьми разных культур, религий и мировоззрений, помогает посетителям сформировать свое отношение к сложным социальным проблемам, разобраться с вопросами дискриминации и расширить границы человеческих прав и свобод [О музее. Сайт Еврейского музея и центра толерантности. URL: https://www.jewish-museum.ru/about-the-museum/ (дата обращения: 29.12.2021)]. 

 «Музей современного искусства «Гараж» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю» [Миссия музея. URL: https://garagemca.org/ru/about (дата обращения: 29.12.2021)]. Как утверждает его директор А. Белов, «Цель нашей работы — создать уникальный опыт переживания искусства» [Там же]. Цель московского Политехнического музея – открыть людям прошлое, настоящее и будущее науки, создать территорию просвещения, свободной мысли и смелого эксперимента [Миссия музея. Сайт Политехнического музея.  URL: https://polymus.ru/ru/museum/about/mission/ (дата обращения: 29.12.2021)].

5. Функции  

Среди функций музеев часто выделяют: документирования, образовательную, воспитательную, познавательную, научную, развлекательную, коммуникативную, властную, идеологическую, информационную и целый ряд других. Действительно, все эти функции выполняют те или иные музеи, но ни один не выполняет их все. И это логично объясняет музеология как гуманитарная наука: поскольку идеи, создавшие конкретные музеи, разнятся, то будут различными и их цели и выполняемые ими функции.

С позиций идеалистического подхода важнейшей функцией музея является коммуникативная. Именно она реализует главную цель музея – передать идеи и ощущения от музейного сотрудника – посетителю. Музейная коммуникация – это не беседа музейного предмета, экспозиции или культуры прошлого с посетителем, – это разговор людей: музейщиков и гостей музея. Этот разговор ведется при помощи специфической знаково-символьной формы и иных средств и методов, применяемых при создании экспозиции или выставки [13, с.11].

Общество, государство или отдельная личность, создавая музей в соответствии с определенной целью, наделяют его соответствующими ей функциями. При этом они могут отказаться от реализации ранее заложенной в музей идеи и тогда музей Революции превращается в Государственный центральный музей современной истории России. При этом, соответствующим образом изменяется цель и функции музея, хотя большинство экспонатов остается прежними, только теперь они создают новую музейную реальность, отличную от прежней. Музей транслирует новые идеи и ощущения своим посетителям. При этом прежние идеи объявляются ложными, что, впрочем, не гарантирует истинности нынешних.

Способы достижения цели могут меняться с изменением взглядов в обществе. К примеру, сейчас музеи очень часто выполняют функцию развлечения, считавшуюся несвойственной им ранее. Однако музей вынужден меняться, чтобы достигать целей своего существования, поэтому наряду с традиционным функциями и задачами со временем будут появляться новые, немыслимые и невозможные ранее.

Человек как демиург музея вправе менять его сущность по своему усмотрению.  Причины музейных перемен, как и создание новых и забвение прежних музейных идей, хорошо объясняются с идеалистических позиций гуманитарной науки, которой и является музеология.

6. Место музея в культуре и обществе

Музей как явление историческое не имеет предопределенного места в культуре и обществе. Это место определяется актуальностью идей, заложенных в музеях, соответствием их функций потребностям людей и сложившимся обстоятельствам. Например, в последнее десятилетие мы наблюдаем всплеск интереса к музеям, о чем свидетельствует увеличение их посещаемости. Так, в предпандемийный период – 2012–2019 гг. посещаемость музеев выросла в 1,7 раза, достигнув 155 млн. посещений в год. При этом доходы музеев увеличились в 2,5 раза [Культура в России 2012-2019. Факты и цифры. С.18. URL: https://culture.gov.ru/activities/reports/  (дата обращения: 29.12.2020)].

В основе возросшего интереса к музеям лежит, прежде всего, деятельность самого музейного сообщества, но свое влияние оказывает и мода на посещение музеев; возросший интерес к истории, искусству; рост экономической значимости музейного туризма; и некоторые другие внешние факторы.

Главным фактором, определяющим роль и общественную значимость музеев, является интерес к ним человека. Чем больше людей, интересующихся музеями, тем выше их общественная роль и статус.

Интерес к музеям появляется тогда, когда идеи, заложенные в их основание, соответствуют главным мировоззренческим идеям, господствующим в обществе, и помогают людям в решении их жизненно важных проблем и удовлетворении насущных духовных и эмоциональных потребностей. Музей должен быть актуальным, только тогда он играет важную роль в жизни общества.

В области культуры музеи играют возрастающую роль. Культура, рассматриваемая в самом широком смысле, – это весь искусственный мир, созданный человеческим разумом. Именно в музеях сосредоточены лучшие и наиболее значимые с точки зрения господствующего мировоззрения образцы культуры, что обеспечивает музеям их значимость в этой сфере.

Поскольку музеи осваивают все новые области искусственной реальности, можно предположить, что их культурное влияние будет возрастать до тех пор, пока будет продолжаться прогресс человечества. Наше настоящее уже помещено в музейную экспозицию. Достаточно давно существует Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, в 2012 г. создан Музей информационных технологий в Санкт-Петербурге. Музей все больше от сохранения прошлого обращается к сохранению настоящего, поскольку музей – это не о времени, а о сегодняшнем человеке, его идеях, действиях и творчестве.

Однако потенциально безграничные возможности музеефицирования прошлой и настоящей искусственной реальности будут реализованы лишь в том случае, если идеи, создающие новые музеи будут актуальны и интересны для людей.  К сожалению, не все они оригинальны, многие искусственно перенесены из чуждой мировоззренческой среды, и когда мода на музейный туризм пойдет на убыль, эти музеи будут обречены на умирание.

7. Обсуждение результатов

В данной статье, обосновываются главные теоретические и методологические положения музеологии как гуманитарной науки. С идеалистических позиций сформулированы новые понятия объекта и предмета музеологии, определена ее методология.

Фокусировка на Человеке, как создателе и цели музея, дала возможность объяснить его историчность, а также зависимость видов и форм музейной реальности от смены мировоззренческих и идейных парадигм.

Развитие понятия субъективно-объективной реальности позволило органично соединить идеальный мир человека-творца с объективным миром, в котором он реализует свои идеи, в том числе и в музейной форме.

Определение объекта и предмета музеологии как гуманитарной науки позволяет понять человека и создаваемую им музейную реальность во всем ее разнообразии; объяснить причины развития и  изменения музеев, многообразие их видов и форм; наметить перспективы их эволюции.

Определение методологии музеологии, как представления о путях изучения, понимания и изменения субъективной реальности внутреннего мира человека и объективной музейной реальности, дает возможность по-новому взглянуть на методы, применяемые в музееведении, их причинную обусловленность и выделить среди них главный – метод понимания идей, лежащих в основе создания и функционирования музея, влияния на сознание и ощущения посетителя музея. Методы коммуникации и конструирования играют важную роль в реализации цели музеев.

Идеи, создающие музеи, определяют цели их существования и деятельности, а также выполняемые функции.

Идеалистический подход к музеологии закономерно отводит главную роль деятельности человека и, прежде всего, его сознания в процессе создания и функционирования музейной реальности. Определяет подчиненность целей, форм, методов идейному содержанию любого музея.

Гуманитарный подход повышает роль и значение фигуры посетителя музея, изменение сознания которого становится главной целью существования музея. Позволяет лучше понять роль и значение музеев в  обществе и культуре, перспективы их дальнейшего развития и изменения.

Вместе с тем, автор осознает, что любая новая теория и методология будет принята научным сообществом лишь тогда, когда она докажет свою эффективность в конкретных музееведческих исследованиях. Поэтому следующим этапом развития музеологии как гуманитарной науки, является ее апробация в ходе решения научных и практических задач, стоящих перед музейным сотрудником. Заявка на создание музеологии как отрасли гуманитарной науки превратится в действительность лишь тогда, когда на ее базе начнут проводиться реальные музееведческие исследования.

Литература

  1. Каган М. С. Музей в системе культуры. Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 445–460.
  2. Пиотровский М.Б. (ред.) Философия музея. М.: ИНФРА-М, 2014.
  3. McCall, V. and Gray, C., , Museums and the ‘new museology’: theory, practice and organisational change. Museum Management and Curatorship. 2013. Pp. 19–35. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09647775.2013.869852
  4. Sigfúsdóttir O.G., Blind spots: museology on museum research, Museum Management and Curatorship. 2019. Pp. 196–209.

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09647775.2019.1691636

  1. Smeds K., The Future of Tradition in Museology: Materials for a discussion, Paris: ICOFOM. ICOM International Committee for Museology. 2019. https://www.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1392546&dswid=-2844
  2. Герасимов Г. И. Музей как идеальное явление. Вопросы музеологии. 2020. №11 (1). С. 119–132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112
  3. Герасимов Г. И. Идеальная сущность музейного предмета. Вопросы музеологии, 2021. №12 (1). С. 116–130. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112
  4. Клюкина А.И. 2009. Естественноисторические экспозиции. Традиции и инновации на примере экспозиции государственного Дарвиновского музея. Вестник МГУКИ. № 6 (32) С. 91–98.
  5. Левыкин К.Г., Хербст В. (ред.) Музееведение. Музеи исторического профиля. М.: Высш. школа,
  6. Сапанжа О. С. Культурологическое измерение музея: морфология музейности. Вопросы музеологии. № 11. С. 3–13.
  7. Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н. 1983. Эксперимент. Философскийэнциклопедическийсловарь. М.:Советскаяэнциклопедия.
  8. Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М.: Институт наследия, 2018.
  9. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музей­ной деятельности. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. науч. Тр. М., 1989.

 

References

  1. Kagan, M.S., (1994). Museum in the system of culture. Voprosy iskusstvoznaniia, 4, 445–460.
  2. Piotrovskii, M. B. (ed.). (2014). Museum Philosophy. Moscow: INFRA-M.    
  3. McCall, V. & Gray, C., (2013). Museums and the ‘new museology’: theory, practice and organisational change. Museum Management and Curatorship, p. 19–35. https://doi.org/10.1080/09647775.2013.869852
  4. Sigfúsdóttir, O.G., (2019). Blind spots: museology on museum research, Museum Management and Curatorship, 196–209.

       https://doi.org/10.1080/09647775.2019.1691636

  1. Smeds, K. (2019). The Future of Tradition in Museology: Materials for a discussion, Paris: ICOFOM. ICOM International Committee for Museology. https://www.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1392546&dswid=-2844
  2. Gerasimov, G. I. (2020). Museum as an idealistic phenomenon. The Issues of Museology, 11 (1), 119–132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112
  3. Gerasimov, G. I. (2021). The ideal essence of a museum object. The Issues of Museology, 12 (1), 116–130. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112 .
  4. Klyukina, A.I. (2009). Natural history expositions. Traditions and innovations on the example of the exposition of the State Darwin Museum. Vestnik MGUKI, 6 (32).
  5. Levykin, K.G., Herbst V. (ed.) (1988). Historical museums. Moscow: «Vysshaia shkola».
  6. Sapanzha, O.S. (2011). The cultural dimension of the museum: the morphology of museums, Voprosy iskusstvoznaniya. 11 (1), 3–13.
  7. Ilyichev, L.F., Fedoseev, P.N. (1983). Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia. .
  8. Poliakov, T. P. (2018). Museum exposition: methods and technologies for updating cultural heritage. Moscow: Institut naslediia
  9. Nikishin, N.A. (1989). «Language of the Museum» as a Universal Modeling System of Museum Activity. Problemy kul’turnoi kommunikatsii v muzeinoi deiatel’nosti. Sb. nauch. Tr. M.