Как я создал новое историческое время
Сегодня завершил создание времени для идеалистического подхода. По-моему это первая открытая заявка на создание времени в рамках какой-либо исторической концепции, впрочем это ошибка, поскольку христианское время создала Библия и христианские историки пользуются именно этим временем для создания прошлого.
Итак, что же за время в идеалистическом подходе? Самое главное заключается в том, что оно определяется его основными мировоззренческими идеями, а именно: время есть свойство сознания, а не внешнего мира и предназначено для упорядочивания в человеческом разуме хаоса объективной и субъективной действительности. В рамках идеалистического подхода реально существует только настоящее. Прошлое и будущее – идеальные конструкции, создаваемые человеческим разумом.
Для упорядочивания исторических событий друг относительно друга служит хронологическая шкала, созданная Скалигером, и позволяющая однозначно располагать событие в историческом времени. Историческое событие привязывается не только к уникальной точке на хронологической шкале, но и имеет однозначную пространственную локализацию.
Несмотря на то, что события прошлого существуют только в разуме человека, они связаны с настоящим и будущим в этом сознании и поэтому могут оказывать влияние на настоящую и будущую реальность через действия людей.
Историческое время, как и время социальное может обладать различной длительностью, при формальном равенстве временных интервалов. Это происходит из-за того, что отдельные временные промежутки более насыщены событиями, нежели другие и потому кажутся более продолжительными.
Хотя время направлено из прошлого в будущее, ничто не мешает историку мысленно перемещаться против его «течения», однако при этом существующие правила исторической науки обязывают его привязывать исторические события к тем временным промежуткам, в которые, как установлено в соответствии с определенными правилами, они происходили. Методика исторической науки – это методика построения прошлого и одним из ее компонентов является соблюдение правил построения времени в историческом исследовании.
С категорией времени тесно связаны понятия эпохи и периода, т.е. определенных временных промежутков в прошлом, которые отличаются от иных интервалов своим определенным качеством, формируемым преимущественно господствующими в обществе идеями. Причем формирование эпох может производится не только на основании идей прошлого времени, но и идеи современные историку, также могут создавать исторические эпохи, как-то: феодализм, капитализм, социализм, модернизм постиндустриализм и т.п.
Один из постулатов нынешней истории гласит о том, что прошлое неизменно, менять можно только будущее, тем не менее все историки всех времен и народов только и заняты тем, что переписывают существующую историю. Нет ни одной одинаковой истории, все они создают различный образ прошлого, оставляя при этом в неизменности только шкалу времени, все остальное непрерывно пересматривается и меняется, правда при этом постоянно утверждается, что само прошлое (которое, напомним, не существует в реальности), остается неизменным. В рамках идеалистического подхода прошлое создается историком, а значит возможно и его изменение.
Таким образом созданы основные параметры исторического времени с позиций идеалистического подхода. Безусловно, в рамках иных подходов историческое время будет выглядеть по-иному, и это совершенно оправданно. Когда историки поймут, что используемый ими вариант времени и создаваемое прошлое напрямую зависит от занимаемых мировоззренческих позиций, тогда прекратится бессмысленный поиск «единственно верной» истории, и мы вновь вернемся к изначальным временам «историй». Конечно заплатить за это придется тем, что ценность этих «историй» для общества будет невелика, зато отпадет нужда в переписывании очередной «единственно верной», чем непрерывно занимается все историческое сообщество, и с чего оно собственно и живет.