Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия

Опубликовано: Герасимов Г. И. Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия. Вопросы музеологии. 2023. № 14 (1): С. 4–16.

Цель статьи – проверка теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории, а также идеалистических взглядов на музей. С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает историю Тульского государственного музея оружия. В статье обосновывается решающее значение идей в эволюции музея оружия, формировании его коллекции, создании экспозиции, определении форм и содержания музейной работы.

Данная статья является проверкой теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории[1], а также идеалистических взглядов на музей, изложенных в ряде статей[2].

Автор исходит из того, что музей является результатом творческой деятельности человеческого сознания. В основе каждого музея лежат идеи, которые определяют его смысл и содержание. Без их понимания невозможно понять историю музея, его коллекции и экспозиции.   Содержание этих идей тесно связано с господствующим мировоззрением. Музеи вынуждены меняться при разочаровании общества в тех идеях, которые положены в основание музейных собраний и экспозиций. Наиболее отчетливо это можно наблюдать на примере исторических музеев, меняющих экспозиции при каждом значимом мировоззренческом повороте общества и вынужденных создавать новый образ прошлого[3]. Для того, чтобы понять музей и его историю, необходимо, прежде всего, понять идеи, лежащие в его основании и изменении.

 С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает создание и неоднократные изменения Тульского государственного музея оружия, который в августе 1923 года отметит свое 150-летие. Его прошлое достаточно хорошо известно, что позволяет сделать обоснованные выводы о возможности применения теории и методологии идеалистического подхода к изучению истории и феномена музея.

Формирование первой музейной коллекции берет свое начало в XVII веке, когда постепенно создается собрание царских указов и грамот, хранившихся сначала у тульских оружейников, а в последствии ­ – на Тульском оружейном заводе (ТОЗ).  Они были связаны с организацией оружейного дела в Туле, формированием сословия оружейников и первоначально имели сугубо практическое значение, но уже в начале XVIII века потеряли его и приобрели все свойства коллекции.

Первый, кого мы должны упомянуть в числе причастных к созданию Тульского музея оружия, – это, конечно, Петр I, не только основавший в начале XVIII века Тульский оружейный завод, но и распространивший идею музея в России.  Эта идея была заимствована Петром I в Европе и была усвоена в высших слоях русского общества. Если в Кунсткамеру Петром I предписывалось сдавать «все, что зело старо и необыкновенно»[4] для изучения и просвещения, то собрание военных трофеев и старинного оружия преследовало иную цель: «для памяти на вечную славу»[5].

В XVIII веке руководители российской артиллерии и оружейного производства несколько раз указывали на необходимость сохранности старинного оружия. При этом, к прежней идее хранения оружия «для памяти на вечную славу» добавляется идея собирания лучших изделий, чтобы они могли служить образцами для мастеров, причем, если «мастеровым будут выдуманы вещи, достойные смотрения, то эти вещи содержать в цейхгаузах в полном порядке и чистоте»[6]. Третьей идеей, которая в этот период определяла содержание коллекции, было хранение образцового оружия, служившего эталоном в серийном производстве.

Во второй половине XVIII века, в результате выполнения петровского наказа, позднейших указаний военного начальства и производственной необходимости хранить образцовое оружие, при заводе образовалась довольно внушительная коллекция[7]

В середине XVIII века начинает формироваться коллекция т.н. «царских ружей» – художественно оформленного оружия, изготовленного в память посещения Тульского оружейного завода царствующими особами и великими князьями, которые обычно принимали символическое участие в их изготовлении. Начало этой традиции заложила Екатерина Великая, посетившая завод в декабре 1775 года. Управляющий Тульской оружейной канцелярией генерал-майор А.С. Жуков показал ей производство, а когда пришли в помещение, где заваривали стволы, императрице на стальном блюде был поднесен молоточек, которым она трижды ударила по завариваемому стволу[8].

Идеей, лежавшей в основе коллекции «царских» ружей, в дореволюционный период было сохранение оружия, которого касалась рука Помазанника Божия и которое являлось материальным свидетельством живой и неразрывной связи царей и тульских оружейников. Для рабочих и служащих завода эти ружья, наряду с царскими грамотами,   вплоть до 1917 года являлись главными и священными реликвиями.

До 1873 года коллекция не могла считаться музеем, поскольку не систематизировалась, не изучалась и, главное, не была доступна для публики.

В середине XIX века сложились идейные и материальные предпосылки для превращения коллекции оружия, хранившейся на Тульском оружейном заводе, в музей. В этот период мысль о распространении музеев как важной формы воспитания, образования и науки витала не только в обществе, но и в военной среде.

Как и в Европе, толчок к развитию российских музеев дали проводившиеся в стране масштабные выставки. Несколько музеев было создано на материалах Политехнической выставки 1872 г. Экспонаты выставки были положены в основу экспозиций Политехнического и Телеграфного музея[9], а также музея на Тульском оружейном заводе.

Реконструкция ТОЗ в 1871–1873 гг. открыла окно возможностей для реализации многих идей на стадии проектирования, поэтому создание музея, лежавшее в тренде общественного мнения, легко могло быть воплощено в жизнь, наряду с другими новациями, вводившимися на перестраиваемом заводе.

В журнале Хозяйственного комитета ТОЗ от 11 сентября 1871 года впервые упоминается о намерении создать на заводе музей: «для размещения в систематическом порядке имеющихся в Тульском Оружейном Заводе образцовых экземпляров: оружия, лекал и инструментов, а также подготовляемой для музея Тульского Завода полной разработки переделочных винтовок системы Крынка, необходимо иметь приспособленные для этой цели отдельные витрины»[10]. Как видно из документа, предполагалось несколько развить идею хранения образцового оружия, приспособлений и вещей, необходимых для текущего производства, и сделать общедоступной существовавшую коллекцию оружия.

Главной задачей музея была практическая, она так описана в статье, опубликованной в «Оружейном сборнике» за 1873 год, посвященной открытию музея на Тульском оружейном заводе: «В музее, кроме перечисленных вещей, а также прежних образцовых инструментов и лекал и некото­рых моделей, предполагается составить полную коллекцию разработки каждой части ружья, со всеми инструментами и лекалами. Такая коллекция составлена уже для винтовок системы Крынка и может быть крайне полезна на случай заказов подобных вещей впоследствии, когда изготовление системы уже прекращено и следовательно потребовалось бы вновь много времени на придумывание приспособлений и установку станков»[11].

Практическая значимость коллекции, по мысли их создателей, заключалась в том, чтобы иметь образцы частей оружия, снятого с производства, и приспособлений для его изготовления на случай возобновления выпуска. Эта идея была здравой в середине XIX века, однако во второй половине она уже не имела смысла, поскольку к производству прежнего вооружения не возвращались, а выпускали чаще всего новое. Практическая значимость музейной заводской коллекции сохранялась для обучения учащихся  Тульской оружейной школы и их знакомства с историей развития конструкций вооружения и оружейного производства.   

В экспозиции Тульского музея оружия до революции отчетливо проводилась монархическая идея, что было обусловлено особыми отношениями тульского оружейного сословия с династией Романовых. Поэтому вполне естественно, что главными реликвиями заводского музея оружия были: царские грамоты; ковш, подаренный заводу Александром I в 1801 году; и серебряный кубок, пожалованный Николаем I тульским оружейникам; а также ружья, в изготовлении которых принимали участие члены императорской фамилии.

К концу XIX века заводской музей имел довольно четкую и логично построенную экспозицию, отражающую как историю развития русского оружейного дела, так и историю завода. Центральное место в экспозиции занимали ружья, изготовленные в честь посещения ТОЗ членами царской семьи, отечественное огнестрельное и холодное оружие.

Существенную роль в развитии музея сыграл заведовавший им на рубеже XIX – XX вв. гвардии полковник С.А. Зыбин. В 1901 г. он был направлен в заграничную командировку, с целью ознакомления с организацией оружейного производства в Европе. Посетив музей оружия в Льеже, С.А. Зыбин высказал ряд новых идей по развитию музея ТОЗ. Он полагал, что заводской музей должен иметь все последние образцы вооружения, позволяя конструкторам оружия изучить их и воспользоваться лучшими идеями мирового уровня.  Используя их в собственных разработках, можно опередить конкурентов[12]. Воплотить эти идеи Зыбин попытался в созданной им экспозиции охотничьего оружия в музее ТОЗ.

Важно отметить отношение С.И. Зыбина к опытным образцам оружия, не получившим распространения вследствие неудачной кон­струкции. Он считал, что «обыкновенно, прежде чем какое-либо изобре­тение получит практическую ценность, ему предшествует целый ряд не­удачных попыток. Эти попытки, неудачные каждая в отдельности, со­держат массу удачных решений отдельных деталей вопроса и очень ча­сто, изученные во всей своей совокупности, дают вполне достаточный материал для правильного его решения»[13].  В советское время эта идея нашла отражение в концептуальном подходе к развитию Тульского музея оружия, который базируется на изучении эволюции стрелкового оружия с учетом многочисленных экспериментов, воплощенных в опытных образцах.

Развитие Тульского музея оружия в начале ХХ века пошло по пути оказания практической помощи в конструировании оружия, а также наглядной демонстрации эволюции оружия и его производства, используемой в подготовке оружейных мастеров и техников. В начале XX в. музей воспринимался, прежде всего, как образовательное учреждение, в том числе для существовавшей при заводе Тульской оружейной школы. Сохранение заводской истории, являвшееся ранее его основной функци­ей, было отодвинуто на второй план.

Революция 1917 года и сопровождавший ее мировоззренческий переворот обесценил многие прежние идеи, лежавшие в основе музейных собраний. Отношение к музеям у советской власти было двояким: в связи с национализацией культурных ценностей было вновь создано 426  музеев; а часть, в том числе связанные с военным делом, например, полковые музеи были расформированы, закрыты[14]. Музей Тульского оружейного завода, учитывая его монархическую направленность, был ближе к последним и в 1917 году был ликвидирован.

В 1920 году решением Центрального правления артиллерийских заводов было решено «организовать Советский Оружей­ный Музей при 1-х Государственных Оружейных Заводах (в их состав входил и Тульский оружейный завод)»[15]. Планировалось не восстановление музея в прежнем виде, а создание нового, советского по своему духу, музея.

В 1923 году Правление Заводов утвердило положение о музее, в котором определило и его назначение – сохранить для потомков плоды деятельности заводов и наглядно показывать посетителям развитие оружейного искусства в заводах с древнейших времен до настоящего времени[16]. В соответствии с этой целью была организована и экспозиция музея.

В 1920-е годы шел постепенный процесс выработки культурной политики советской власти, определилась целевая установка: «в направлении непосредственного сближения музейного дела и ох­раны памятников с основными задачами социалистического строи­тельства»[17]. К 1929 году достаточно ясно обосновывается новое идейное содержание экспозиции: «Экспонаты Музея, в большинстве, работы тульских мас­теров, красноречивее всяких слов наглядно показывают посетителям на ум и талант русского рабочего. При рассказах на это и обращается главное внимание. Если такие высокохудожественные вещи делались в усло­виях тяжелых и ненормальных, то теперь, когда уму и таланту дан простор, стра­шиться за будущее нечего, а нужно смело смотреть вперед с уверенностью, что русское искусство не только сравняется с загранич­ным, но и перегонит его»[18].

Для обсуждения вопросов активизации и перестройки музейного дела в декабре 1930 года был проведен Первый Всероссийский музейный съезд. Направление работы съезда было дано в письме-приветствии наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, призывавшего пре­одолеть «реакционное рутинерство», уйти от «музеев-кунсткамер», поставить музеи на службу социалистическому строительству, пре­вратить их в «инструмент культурной революции, строить экспо­зиции на основе принципов материалистической диалектики». Эта линия определяла дальнейшую политику власти в отношении целей и задач музеев[19]. «Экспозиции музеев, – говорилось в решениях съезда, – должны стать не только наглядными иллюстрациями на вещевом материале важнейших положений основоположников революции и основных директив партии, но и орудием мобилизации широких масс на активное участие в социалистическом строительстве»[20].

Тульский музей не вполне соответствовал требованиям коммунистической партии. Об этом свидетельствуют ответы заведующего музеем Н.К. Герасимова на вопросы «Секции Историко-культурных музеев по подготовке музейного съезда», присланные в Музей 1-х ТОЗ накануне съезда: 

«Вопрос: “Применен ли диалектический метод в экспозиции?”

Ответ: “Этот метод в Музее не применяется, экспонаты располагаются хронологически»”»[21].

К счастью, специфика Тульского музея оружия, предполагавшая пополнение заводом коллекций последними образцами военного и гражданского назначения, даже без дополнительных усилий свидетельствовала о достижениях в области производства вооружения и мирной продукции, которую в тот период выпускал ТОЗ, выполняя тем самым требование музейного съезда.

В советское время Тульскому музею оружия в определенной мере повезло, что он не был включен в общую систему музеев, а все время оставался ведомственным. Положение на периферии музейной системы позволило сглаживать последствия резких идеологических поворотов, которые обычно негативно сказывались на музеях. История музея показывает, что идеологические установки оказывали решающую роль на формирование целей и задач музея, однако будучи ведомственным музеем, он, учитывая общие рекомендации, предъявляемые к музеям, смог их относительно безболезненно адаптировать применительно к своей экспозиции.

Политическая борьба внутри руководства  СССР и партии большевиков вылилась в репрессии инакомыслящих. Под каток репрессий попали и музеи, не успевшие своевременно перестроить свои экспозиции.

Репрессии 1930-х гг. коснулись и Тульского музея оружия. Правда, в состав репрессированных попали не его сотрудники, а экспонаты. Первым в 1933 г. был уничтожен портрет Л.Д. Троцкого[22]. В 1937 году «комиссия под председательством представителя райкома ВКП(б) обследовала помещение Музея и места хранения. В результате чего было снято с экспозиции несколько портретов (фотографий) бывших начальников завода вследствие уличения их во вредительстве в последнее время, что заведующему музее известно не было. Кроме этого, из хранения были изъяты предметы несоответствующие профилю Музея, как-то: 3 тома библии на русском языке, приходо-расходные книги бывшей заводской церкви, телеграммы верноподданнические бывшего начальства посланные царю в 1905 году…»[23]. В связи с этим, заведующий музеем С.А. Нозе запросил руководящих указаний в области научной и методической  работы, а также «авторитетных указаний, что может музей собирать, хранить и оформлять в экспозиции, т.к. по этому вопросу на местах существуют неопределенные суждения, вследствие чего музейным работникам трудно ориентироваться и возможны ошибки и незаслуженные нарекания» [24]. На обращения заведующего музеем отреагировал заводской партийный комитет.

В 1940 г. комиссия партийного комитета ТОЗ впервые четко сформулировала отношение к музею оружия с позиций коммунистической идеологии. На этой идейной основе был разработан масштабный план его развития. В докладной записке комиссии, была дана характеристика экспозиции музея. В ней подчеркивалось, что музей отражает «эволюцию видов вооружения, с которым великий русский народ отстаивал свою независимость от всех интервентов» и одновременно напоминает о «мрачных страницах истории российского самодержавия, которое славу русского оружия и героизм русского народа низвело до унижения, из средства обороны страны превратило его в средство угнетения и порабощения»[25]. Только советская власть под руководством партии Ленина-Сталина восстановила славу тульского оружия, которое теперь используется для защиты мирного труда советского народа. «Знакомясь с экспозицией оружия посетители наглядно постигают его связь с историей техники, промышленности, историей Тульских заводов, с историей классовых отношений и классовой борьбы»[26].

Комиссией было принято решение поставить перед дирекцией ТОЗ следующие задачи: создать положение о музее, научно-методический совет, построить отдельное здание, а до этого временно разместить музей в здании Богоявленского собора в Тульском кремле[27]. Это была целая программа, осуществить которую смогли только к 2012 году.

На протяжении всего послевоенного советского периода в качестве главной задачи музейной деятельности провозглашалось участие в «коммунистическом воспитании трудящихся на славных революционных и трудовых традициях»[28] (из постановления ЦК КПСС от 12 мая 1964 г.). Че­рез двадцать лет это требование было еще раз закреплено в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении идей­но-воспитательной работы музеев» (1982 г.)[29].  В соответствии с этими идейными установками вплоть до 1991 года строил свою работу и Тульский музей оружия. Музей становится «важным политико-просветительным учреждением, имеющим большое значение в воспитании трудящихся и воинов Советской Армии в духе советского патриотизма и беззаветной преданности Советской Родине»[30].

В соответствии с идейными партийно-государственными установками формировались фонды. Особо выделялась коллекция оружия с высокохудожественной отделкой, пополнившаяся в этот период ружьями, оформленными в честь ХХVI съезда КПСС, 60-летия образования СССР, 600-летия Кули­ковского сражения и другими. Самыми дорогими реликвиями музея оружия в тот период считались Грамота ВЦИК РСФСР №1 о награждении Тульского оружейного завода орденом Трудового Красного Знамени и боевые знамёна Тульского рабо­чего полка и 156 полка НКВД, защищавших Тулу осенью 1941 года[31].

Идейные установки отражались и в экспозиции музея. Как говорится в путеводителе по музею, изданном в 1965 году: «коллекции музея способствовали воспитанию животворного советского патриотизма, вызывая законную гордость за народ, коммунистическую партию и советскую власть. Они помогали распространению военно-техниче­ских знаний среди трудящихся, внушали любовь и уважение к труду, к искусству предков, к про­славленному тульскому мастерству»[32].

Руководствуясь требованиями господствующей в то время коммунистической идеологии, а также руководящими документами советской власти, Тульский музей оружия проводил большую работу в области идейно-политического, трудового и нравственного воспитания населения на революционных, трудовых и боевых традициях тульских оружейников. Основными формами этой работы были экскурсии, выставки, встречи с рабочими, оружейниками, ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими; лекции в музее, школах, вузах и на предприятиях города; мероприятия, посвященные юбилеям конструкторов оружия[33]; публикации в центральной и местной печати, выступления на радио и телевидении.

В 1989 году музей переезжает в новое помещение – здание бывшего Богоявленского собора в Тульском кремле. Экспозиция первого этажа в новом помещении – «Эволюция оружия XIV до начала XX в.», по замыслу ее создателей, должна была помочь посетителям понять роль Тульского оружейного завода в повыше­нии экономического и оборонного могущества страны в дореволюционной России. Для этого необходимо было проследить историю зарождения и развития отечественного производства оружия, показав ведущую роль Тульского оружейного завода в снабжении русской армии и флота оружием; раскрыть роль и положение рабочего класса, рост его классового самосознания; показать развитие научно-технической мысли, воплотившейся в создании новых образцов стрелкового оружия. Теоретико-методологической основой раскрытия этих тем служили высказывания В.И. Ленина о роли и значе­нии Тулы, как кузницы оружия, о её рабочем классе и о необходимости защиты революционных завоеваний[34].

Основная идея экспозиции советского времени, размещенной на втором этаже здания, состояла в том, чтобы на основе докумен­тального материала показать решающую роль и влияние партийной организации завода на сплочение масс, увеличение выпуска продук­ции и улучшение его качества, на борьбу за выполнение пятилетних планов. Для реализации этой идеи было необходимо раскрыть деятельность коммунистической партии по мобилизации туляков на ратный и трудовой подвиг во время Гражданской войны, в период строительства социализма и в годы Великой Отечественной войны. Большое место в экспозиции было отведено героической обороне Тулы, которую возглавили коммунисты города[35].

Экспозиция имела ярко выраженную идеологическую направленность, что не помешало полно и всесторонне отразить ключевые моменты исто­рии оружейного производства в Туле в ее коммунистической интерпретации.

Восприятию заложенных в экспозицию идей способствовало художе­ственное оформление экспозиции. Рос­писи сводов и арок являются примером живописи социалистического реализма, – в ее характерной манере пред­ставлены сцены производства оружия, портреты рабочих, мастеровых и выдающихся конструкто­ров оружия.

Распад СССР, смена политического строя и отказ от коммунистических идейных основ общества неизбежно вели к изменению форм, содержания и методов работы музея.

Крах коммунистического мировоззрения в одночасье обесценил идейные основания экспозиции музея, открытой в 1989 году. Она начала стремительно терять свою актуальность, что неизбежно вело к внесению изменений в ее содержание. Первыми переоборудовали комплексы, прежде игравшие главную роль в экспозиции: «Участие оружейников в трех русских революциях и в годы гражданской войны», «Организация социалистического соревнования на ТОЗ в годы первых пятилеток». Было изменено содержание и некоторых других экспозиционных комплексов. Однако все эти изменения не носили системного характера, поскольку актуального в современных российских условиях идейного содержания, которое могло бы лечь в основу новой концепции экспозиции, выработано еще не было.

Важным фактором, заставившим искать новые экспозиционные решения, стало получение в 1996 году музеем статуса государственного. Если до этого музей был заводским и освещал в основном его историю, то теперь он должен был раскрывать историю всей оборонной промышленности. В рамках этого направления собираются данные и проводятся научные исследования, связанные с деятельностью не только тульских предприятий оборонного комплекса, но и Ижевского и Сестрорецкого оружейных заводов. На основе этих исследований создаются новые экспозиционные комплексы.

В 1990-е годы пропагандистская работа, которой в советское время придавалось большое значение, постепенно трансформируется в культурно-просветительскую. Работники музея по-прежнему активно выступали с лекциями на предприятиях города и в средствах массовой информации, но идейное содержание их выступлений меняется. Место пропаганды достижений советского строя занимают идеи преемственности мастерства тульских оружейников, эволюции развития оружия и оружейного производства, достижений тульских конструкторов и изобретателей. Постепенно меняются и формы этой работы. Музей начинает отмечать Международный день Музеев, организуя костюмированные экскурсии, конкурсы и викторины. Опробуются новые формы работы с населением тульского региона, включая проведение занятий с детьми по оружейно-исторической тематике. Информационная работа постепенно заменяется рекламой и маркетингом.

Значительное увеличение фондового собрания настоятельно требовало расширения площади фондохранилищ и постоянной экспозиции. Решение о строительстве нового современного комплекса Тульского государственного музея оружия было принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1996 г. Новый музейный комплекс введен в эксплуатацию в марте 2012 г. С открытием нового здания перед музеем встала задача создания в нем постоянной экспозиции на четырех экспозиционных уровнях общей площадью 5187 кв. м.

Новое здание имеет необычную форму в виде сфероконического шлема древнерусского воина. В своей символике оно ярко воплощает идею героической защиты Отечества. Круглая форма здания и его образность подсказали авторам основную идею художественно-дизайнерского решения новой постоянной экспозиции, в основу которой положен образ фортификационных сооружений XVII в.

Концепция новой экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности» основывается на идее показа оружия как важной и неотъемлемой части цивилизации, развивающейся под влиянием инноваций в науке, технике, военном деле и в свою очередь оказывающем широкое влияние на эти сферы и общество в целом.

Формируя чувство гордости за свою страну, экспозиция является действенным средством патриотического воспитания. Особое место в концепции занимает отражение истории тульского оружейного производства.

Целью экспозиции является формирование интереса к развитию оружия как составляющей общеисторического процесса с опорой на наиболее важные и характерные явления в истории вооружения российской армии, истории охоты и спорта, а также истории Тулы как старейшего центра государственного оружейного производства России. В результате, история оружия представлена как процесс, интегрированный в развитие российской цивилизации. Экспозиция демонстрирует сложный путь совершенствования оружия, разнообразие конструкторских идей, а также отражает вклад отдельных изобретателей и конструкторских коллективов в укрепление обороноспособности России.

В основу художественной концепции новой постоянной экспозиции Тульского государственного музея оружия, разработанной заслуженным художником РФ А.Н. Коновым, положен принцип построения системы оборонительных укреплений сложной формы с большим количеством острых углов. Такие фортификационные сооружения, получившие название «фортеции», создавались в ответ на усиливавшуюся мощь артиллерии в XVI–XVII вв. По подобию фортеции располагаются витрины серединной части экспозиции. Резкие острые углы образуют «зону агрессии», в то время как плавные дуговые линии формируют «зону мира», что символизирует двойственный характер оружия, соединяющего в себе агрессию и защиту, и реализует одну из основных идей экспозиции: человечество выжило во многом благодаря оружию. Особенно это актуально для России, которой на протяжении истории приходилось вести немало оборонительных войн.

А.Н. Конов в интервью автору рассказал, как он нашел главную идею экспозиции: «Как родилась идея распадающейся фортеции Вобана? Когда мне сказали, что Петр 1 был основатель тульского оружейного музея, я сразу вспомнил, что Петр 1 был большой поклонник фортеции. Я понял, что фортеция она концепция оборонительная, но чем более она агрессивна, тем больше шансов выжить у человечества. Важно понять, что человечество выжило благодаря оружию, но оно уходит и уступает самому главному – миру и жизни, миру и процветанию. Мир и его жизнь победит всякое оружие». Посетитель, поднимаясь по этажам музея, последовательно попадает в «зону мира» и в «зону агрессии», но при этом первая остается неизменной, а вторая начинает постепенно разрушаться.

Витринные комплексы, выполненные в форме фортеции, не только демонстрируют оружие, но и передают главный смысл всей экспозиции: российское оружие на протяжении всей истории использовалось для защиты Отечества.

Каждая витрина по своей конструкции является аналогом ружья. Ее нижняя часть имитирует дерево, что соотносится с прикладом. Верхняя часть, выполненная «под металл», символизирует ствол. Средняя застекленная часть, в которой расположены экспонаты, по своему значению приравнена к ружейному замку или ствольной коробке – наиболее важной и сложной составляющей стрелкового оружия. При этом цвет металла и дерева на разных уровнях существенно отличается – от ржавого железа до вороненной стали, от темных до светлых оттенков дерева, что символизирует неумолимый ход времени.

Кульминацией основных идей экспозиции является Зал Славы российского оружия, полностью занимающий пятый – последний этаж.

На четырех экспозиционных уровнях в 101 витрине и на подиумах представлено более 1770 предметов из музейного собрания, в том числе 1138 единиц оружия. В экспозиции размещено 47 мультимедийных комплексов, 6 объемно-пространственных композиций, четыре мини-кинотеатра, две детские игровые зоны, компьютерный класс и т.д.

Экспозиция является мощным средством патриотического воспитания, формирования исторической памяти и гордости за оружейную Тулу и великую Россию.

Идеи, заложенные в экспозицию, транслируются и всеми другими формами музейной деятельности.

Культурно-образовательная деятельность современного музея оружия представляет собой целостную систему, включающую разнообразные виды мероприятий с использованием новых современных приемов и методик. Циклы масштабных событийных мероприятий, посвященных героическим датам в истории страны, исторические праздники, театрализованные представления военно-исторического театра «Несокрушимые», интерактивные программы, мастер-классы известных тульских мастеров-оружейников, тематические музейные программы для детей, уроки истории – стали неотъемлемой частью жизни музея. Их цель – оказать эффективное воздействие на формирование ценностных установок в массовом сознании и определенной социально-психологической атмосферы.

В заключении можно отметить, что история Тульского государственного музея оружия подтверждает положение идеалистического подхода к истории о том, что в основе каждого музея лежат идеи, определяющие его цели, задачи, содержание коллекции, экспозиции и форм работы. Понимание этих идей позволило непротиворечиво объяснить историю ТГМО. Изменение идей, лежащих в основе музея, всегда влекло за собой перемены в экспозиции, содержании и формах его деятельности. Иногда эти изменения задевали и состав коллекции.

Литература

Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Москва: тип. В. Готье, 1850.

Ашурков В.Н. Тульский музей оружия: путеводитель. Тула: Приок. кн. Изд-во, 1965.

Бестужев-Рюмин В., Чебышев В. (ред.) Исторический обзор Тульского оружейного завода // Оружейный сборник  1873 г. (4): 1–31.

Будаева Л.П. Царские ружья из собрания Тульского государственного музея оружия: (к визитам членов царской семьи на Тульский оружейный завод) // Тульский краеведческий альманах. 2004. 17 (2): С. 29–34.

Герасимов Г. И. 2020. Музей как идеальное явление. Вопросы музеологии. 11  (1):119–132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112

Герасимов Г. И. 2021. Идеальная сущность музейного предмета. Вопросы музеологии, 12 (1): 116–130. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112

Герасимов Г. Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции. Екатеринбург: Издательские решения, 2022.

Герасимов Н. Музей 1-х Т.О.З. Тула. [б. и.], 1929.

Евстегнеев В.С., Газалова К.М. (сост.) Сборник документов по музейному делу. 1964—1984. М.: ГИМ. 1987.

Зыбин С.А. История Тульского Императора Петра Великого Оружейного завода. Т.1. М., 1912.

Зыбин С.А. Льеж и Тула. Тула, 1903.

Каспаринская С.А. (ред.) Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII—XX вв.). Москва: НИИК, 1991.

Лебедянская А. П. Артиллерийский исторический музей. Исторический очерк (1703 — 1917 гг.). СПб.: ВИМАИВиВС, 2008.

Луппол И.К. Диалектический материализм и музейное строительство. Доклад на 1-м музейном съезде. Москва ; Ленинград: Нар. ком. прос. РСФСР. Сектор науки, 1931.

Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2004.

[1] Герасимов, 2022.

[2] Герасимов, 2020; Герасимов, 2021.

[3] Герасимов, 2020. С. 119.

[4] Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. V. С. 542. № 3159.

[5] Цит. по: Лебедянская, 2008. С. 17.

[6] Зыбин,1912. С. 127.

[7] Афремов, 1850. С. 203.

[8] Будаева, 2004. С. 29–30.

[9] Каспаринская (ред.), 1991. С. 39–40, 44.

[10] Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 187. Оп. 1. Д. 8468. Л. 67.

[11] Бестужев-Рюмин, Чебышев (ред.).  С. 23.

[12] Зыбин, 1903. С. 23.

[13] Зыбин, 1903. С. 23-24.

[14] Юренева, 2004. С. 282, 280.

[15] ГАТО Ф. Р-220, Оп.1. Д.1390. Л. 125.

[16]Архив Тульского государственного музея оружия (Архив ТГМО). Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д.6. Л.34.

[17] Каспаринская (ред.), 1991. С.129–130.

[18] Герасимов, 1929. С. 5.

[19] Каспаринская (ред.), 1991. С.142.

[20] Луппол, 1931. С. 16.

[21] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д. 18. Л.1.

[22] Опись Тульского музея оружия по состоянию на 1 октября 1923 г. с описанием экспонатов, поступивших в музей в последующие годы вплоть до 1 сентября 1941 г. СССР. г. Тула. 1923 – 1941 гг. ТГМО КП-5767/Д-234. Л.86.

[23] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д. 27. Л.3.

[24] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д. 27. Л.4.

[25] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д. 37. Л.5.

[26] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д. 37. Л.6.

[27] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп.1. Д. 37. Л.9.

[28]Евстегнеев, Газалова (сост.), 1987. С. 7.

[29] Евстегнеев Газалова (сост.), 1987. С. 31.

[30] Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). О.1. Д. 45.13. Л. 1.

[31]Архив ТГМО. Ф. Личный фонд Чуднова Гавриила Михайловича. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-22.

[32]Ашурков, 1965. С.6.

[33] Архив ТГМО. Ф. Личный фонд Савенко Ольги Николаевны. Оп. 1. Д. 34. Л. 1-13.

[34] Архив ТГМО. Ф. Музей в здании Богоявленского собора. Оп. 1. Д. 2.2. Л. 1.

[35] Архив ТГМО. Ф. Музей в здании Богоявленского собора. Оп. 1. Д. 3.2. Л. 2.