Партийность и понимание истории
Общеизвестно, что исторические исследования пишутся с различных точек зрения. Одни работы по Реформации написаны с позиции католической церкви, другие с позиции протестантов. Существует пролетарская история и буржуазная история. Каждая нация, партия, языковая группа имеет собственных историков и собственные взгляды относительно истории. Преимущество идеалистической истории не в том, что историк, использующий идеалистический подход становится благодаря этому беспартийным и объективным, — его мировоззрение никуда не исчезает, однако идеалистический подход, давая историку понимание его мировоззренческих шор, диктует необходимость при понимании идей, лежащих в основе исторических событий исходить не из своего мировоззрения, а из мировоззрения того времени, которое он изучает с помощью современного ему понятийного и теоретического аппарата.
Поскольку история – это субъективное объяснение прошлого, то историй может быть столько, сколько субъектов ее создания. Конечно, далеко не каждый человек готов посвятить свою жизнь изучению и объяснению истории, в таком случае люди становятся приверженцами одного из вариантов объяснения истории, созданных другими людьми. Однако даже в этом случае их объяснение будет не вполне адекватно объяснению автора истории, вследствие разности их мировоззрений, поэтому попытки создать историю пригодную для всех времен и народов – дело бесперспективное. Такой истории еще никогда не было и в рамках нынешних подходов не будет.
Метод идеалистической истории заключается в том, чтобы выяснить, когда и кем была создана конкретная идея. Кем она была развита, изменена, в каких условиях и почему появились условия для ее реализации. Как изменился объективный мир в результате реализации изучаемой идеи. Как эта идея повлияла на другие идеи.