Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Прошлое

Прошлое в рамках идеалистической истории представляет собой проходящую во времени деятельность человека по творческому преобразованию существующего идеального и объективного мира, а также созданию новой, еще не существовавшей реальности.

Историк изучает не абстрактное прошлое, как таковое, а конкретные события прошлого, каждое из которых имеет свою форму и содержание. Содержание – это идеи, которые определяют действия людей, форма, это то, в чем эти действия проявляются. Содержание в виде идей может существовать вне формы, форма без содержания существовать не может. Содержание исторических явлений создает человек в процессе творческого акта и этим содержанием являются идеи. Содержание исторических действий составляют идеи, и эти идеи могут быть поняты историком. Понимание исторических действий означает понимание идей, которые их вызвали и не более того.

История человека и общества отличается от изменений во времени, которые претерпевает живая и неживая природа. Идеи являются движущей силой развития только в истории человеческого общества. Они не распространяются на неживой мир, мир животных, анатомию и физиологию человека как биологического существа. Идеи — есть движущая сила исторических изменений. Изменение во времени объектов неживой природы, например, камня – это процесс его разрушения, можно сказать, что история камня – это история его разрушения. История животного, например, собаки – это процесс изменения ее организма от молодости до старости. История человека – это деятельность человека, рассматриваемая во времени. Эта деятельность носит принципиально иной характер, нежели изменения во времени в живой и неживой природе, поскольку человеческая деятельность – это, прежде всего, целенаправленная сознательная и созидающая деятельность, именно этим она отличается от жизнедеятельности животных, которая не является ни осознанной, ни творческой.

В основе человеческой творческой деятельности лежит активность разума, создающего новые идеи, творящего идеальную реальность, которая затем с помощью специфических человеческих творческих методов, таких как труд, убеждение, принуждение, насилие и возможно других, создает новую объективную реальность. История начинается с того момента, когда человеческий разум начинает свою идейную работу. До этого момента нет общества, нет изменений — жизнь движется по кругу, нет развития, нет истории.

Ход истории не предрешен заранее. Идеи, которые выдвигаются людьми и двигают общество, нигде не записаны на «скрижалях истории», существующих «прежде времен». То, что люди принимают за общественные законы – это действие одних и тех же идей, господствующих в обществе.