Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Способ мышления, как проблема исторического познания

Способ мышления, как проблема исторического познания
Способ мышления в идеалистическом подходе – это формы стандартных операций правильного мышления, принятые в рамках определенного мировоззрения. В рамках западной цивилизации правильное мышление должно привести к познанию или постижению истины, но поскольку в разных мировоззренческих системах истина различна, то и методы ее достижения разные.
Можно сказать, что логика – это, прежде всего отношения идеальных объектов сознания, в той или иной мере соответствующих реальным объектам и их отношениям. Непосредственно логику внешнего мира человек воспринимать не может, да ее там и нет – она конструируется человеческим сознанием. Способ мышления определяется главными мировоззренческими идеями и их отношениями, из которых собственно и строится логика. При смене мировоззрений меняется логика и способ мышления. Нет правильного и неправильного способа мышления и видения мира, они все одновременно правильны (в рамках своего мировоззрения) и неправильны (с позиций иного мировосприятия). Оттого, что мы видим мир иначе, чем представители архаических обществ, не означает, что они его видят неправильно. Они видят мир по-другому. Сегодняшнее наше мышление неизбежно когда-то будет отвергнуто при смене мировоззренческих парадигм, и поставлено вровень с мифологическим и религиозным.
То как человек видит мир, зависит от его мировоззрения, которое формируется не в результате накопления опыта, а за счет главных системообразующих идей, которые обеспечивают целостный взгляд на мир. Отношения идей в рамках целостного мировоззрения определяют логику мышления, которая в свою очередь определяет алгоритмы и способы получения знания.
Однажды созданный способ мышления, несмотря на то, что он всегда определяется содержанием мировоззрения, способен отрываться от своих мировоззренческих корней и существовать независимо от них, приспособляясь к нуждам новой мировоззренческой парадигмы. Так случилось с логикой и математикой, созданными в рамках античного мифологического мировоззрения, и приспособленных позднее, и к христианскому, и к научному мировосприятиям. А вот христианский способ мышления не нашел применения в рамках научного мировоззрения.
Мифологическое мышление во многом основывается на воображаемой реальности, которая тесно связана с действительностью архаического общества. Эти воображаемые, мистические объекты доминируют в первобытном сознании и вступают в определенные отношения с реальными объектами. Их отношения создают ту своеобразную и непонятную для современного рационалистически мыслящего человека логику, который руководствуются люди в их отношениях с природой и обществом. Следовательно, действия человека с мифологическим мировоззрением обусловлены не столько отношениями действительности, сколько взаимоотношениями объектов действительности и идеальных образов, созданных воображением.
Мифологическое мышление, состоящее из сложного сочетания воображаемого мира богов и ощущений, получаемых из реальности, приводило к созданию особого способа мышления со своей собственной логикой умственной и практической деятельности. Глядя на один и тот же предмет, на одно и тоже явление, человек с рационалистическим мировоззрением увидит совсем не то, что человек с религиозным или мифологическим. Наше мировоззрение влияет не только на наши мысли, но и на само восприятие внешнего мира.
Мифологическое мировоззрение не является неким закономерным этапом развития человеческого сознания. Это созданный творчеством человека тип мышления, базирующийся на идее сосуществования и взаимодействия образов реального и воображаемого миров в сознании человека. Такой тип мышления приводит к наделению многих феноменов реального мира воображаемыми причинами и следствиями. Так, например, за действием природных сил первобытному человеку видится борьба богов.
При смене мировоззрения меняется логика, меняется образ объясняемого ею мира и сущность вещей, а значит, именно главные мировоззренческие идеи определяют и способ мышления, и само восприятие действительности.
В соответствии с идеалистическим подходом логика выводит отношения не только реального мира, но воображаемого. Логика мифа – это логика идей, создающих миф. В ней есть что-то и от реальности, но большая часть логических идей создается человеческим творчеством, поскольку логика не выводится с помощью индукции из опыта, она может быть только творческим актом, подтвержденным последующими эмпирическими данными, удостоверяющими верность логической формулы.
Способ христианского мышления коренным образом отличается от предшествующего ему мифологического, и современного рационалистического, научного. И это отличие определено содержанием, главной идеей христианского учения – стремлением соединиться с Богом. Вне этой идеи подобная форма сознания бессмысленна и бесполезна, о чем с особым чувством подробно поведает любой атеист.