Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Процесс создания прошлого

Процесс создания прошлого
Прошлое у человека появляется тогда, когда он начинает использовать память и опыт для своих сегодняшних нужд, когда он осознает прошлое и отделяет его от настоящего. Доисторический человек не имел истории, поскольку у него была только личные память и опыт. Создав речь, человек получил возможность присвоения чужого опыта и формирование на его основе чужого прошлого. Так появилось неличное прошлое, и создалась возможность для формирования понятия истории. Прошлое появилось тогда, когда человек создал его в своем воображении. И лишь после этого он стал наделять его какими-то функциями, поскольку нельзя наделить функциями то, что еще не существует, и чего не знаешь.
Создавая прошлое, историк пытается восстановить предыдущие состояния реальности. Воссоздавая их в своем сознании, он опирается на некоторые факты, связывающие его с этими состояниями. Такими фактами могут быть воспоминания, артефакты, документы. Для построения образа прошлого историк зачастую имеет относительно немного данных, поэтому картину предшествующего ученый достраивает на основе уже имеющейся информации, данных об эпохе, личном опыте, мировоззрении, здравом смысле и методике исторической науки.
Построение картины прошлого для современного человека мало чем отличается от построения образа настоящего. Однако в этом процессе есть один важный момент, который заключается в том, что настоящее существует реально, а прошлое нет. Правда сегодняшний виртуальный мир все более походит на мир прошлого, как по способу построения, так и восприятия. Результатом этого становится размывание границ между реальностью и воображением. Воображение всегда активно участвовало в построении образа настоящего, но никогда ранее оно не играло в нем столь значительной, а может быть даже и ведущей роли.
Таким образом, историк имеет только опосредованную связь с событиями прошлого, и эта связь проходит через одно или несколько сознаний свидетелей, составителей тех документов, которые становятся источниками данных для историка и из которых он создает исторические факты. Именно опора на исторические факты и методика работы позволяет создавать картину относительно единообразного прошлого в сознании историков, что и отличает историю от литературы и фантастики. Однако говорить о возможности создания одной, правильной картины истории при нынешнем способе создания истории не приходится.
Прошлое человек создает различными способами, определяемыми господствующим в его сознании мировоззрением. Вчера это была мифология и религия, сегодня – научная история. Установив связь между прошлым, настоящим и будущим, человек способен наполнять содержание этой связи различным содержанием. В мифологии – это миф о прошлом, в научной истории – факты прошлого. При этом самостоятельного объективного значения прошлое, как несуществующая реальность, не имеет. Прошлое конструируется в сознании человека с помощью различных методов и способов и влияет на сегодняшнее восприятие действительности.
Человечество выработало уже довольно много способов создания прошлого: мифологический, религиозный, научный, постмодернистский.При этом и миф, и религия выступают в качестве теории истории. В исторической науке, прошлое строится не только исходя из теории, хотя она остается первичной, важную роль начинают играть исторические факты. Опора на них – главное отличие (наряду с методологией) от мифологии и религиозной истории. В постмодернизме история – это нарратив и ничего более.
Все способы создания прошлого имеют право на существование, поскольку на их основе в сознании человека может быть создана картина прошлого в рамках того или иного мировоззрения. На основании этой картины человек ориентируется и действует в настоящем.
Создавая историю, человек становится хозяином не только своего настоящего и будущего, но и прошлого, но только в том случае, если он осознает его рукотворность, в противном случае он становится его рабом.