Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Превращение идеального в реальное

Превращение идеального в реальное
Для Гегеля идея — это то, что должно реализоваться, воплотиться в действительность, перейти в иную сферу. Конечно, это касается, прежде всего, гегелевского понимания идеи. В нашем понимании идея может реализоваться, но не сама по себе, через абсолютный дух, а вполне тривиальным способом, которым мы пользуемся каждый день, когда задумываем что-то сделать, и делаем это. Таким образом, мы реализуем свои идеи, воплощаем их в объективной реальности, переводим из субъективного и идеального мира в мир реальный. Причем важно то, что только часть идей воплощается в материально-вещественном виде. Таким образом человек создает технику, строит дома и дороги и пр.
Другая часть идей передается другим людям, например, при помощи убеждения или насилия, и создает новую субъективно-объективную реальность, например, политическую, либо меняет уже существующую социальную. Таким образом создается общество, государство, экономика, образование, деньги и пр.
Процесс перевода идеального в реальное не существует в природе и является целиком и полностью результатом творчества человека. Человек ограничен в своих возможностях воплощения идей в реальность. Он не может, как Бог творить непосредственно, поэтому вынужден изобретать различные средства – использовать звуки для передачи идей и влиять, таким образом, на соплеменников, создавая социальные явления; применять руки для труда с целью изменения материальной природы; придумывать различные инструменты и приспособления начиная с топора и заканчивая компьютером. Сегодня арсенал средств для воплощения идей в реальность, созданный человечеством огромен и оно продолжает изобретать новые их виды.
Деятельность – есть процесс воплощения образа будущего в реальность. При помощи труда человек меняет физическую материальную действительность. При помощи речи, текста – социальную.
Идеи, которыми руководствовался человек, воплощаются и в его действиях. Они могут быть материальны и объективны, но их смысл зависит от интерпретации. Смысл исторического действия определяется не столько результатом, сколько идеей, которая заложена в это действие и для историка важно понять, какой идеей руководствовались исторические персонажи, совершая тот или иной поступок. Делая историю, личность меняет как материальный мир, так и социальный.
Поскольку материальный продукт есть осуществление некой идеи создавшего его человека, то считается, что по нему историк может судить об идеях, заложенных в них создателем. Эта идея лежит в основе понятия «исторический источник», который находясь в сегодняшнем времени, может нам сказать об идеях, которыми руководствовался человек далекого прошлого.