Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятие времени в рамках идеалистического подхода

Время в рамках идеалистического подхода – это попытка упорядочить хаотичные, несвязанные друг с другом изменения объективного мира с помощью естественных ритмов, существующих в объективном мире, таких как смена времен года, дня и ночи, лунных циклов, колебаний маятника и т.п. Сами по себе эти ритмы не имеют никакого отношения к изменениям, которые происходят в объективном мире, они связываются с ним только в сознании человека. И измеряются эти изменения, соотносятся друг с другом в соответствии с этими ритмами только в сознании человека. Выбор ритмов, выбор направления изменений зависит от мировоззренческих идей.

Ввиду мировоззренческой нагруженности понятия времени существует необходимость ее разработки для идеалистического подхода, поскольку большинство концепций времени, например физическое или математическое время совершенно не подходят для использования в общественных науках, а, например, материалистический подход, используемый в историческом материализме и считающий время «всеобщей формой бытия материи»[1], также невозможно использовать для нужд идеалистического подхода. Это не означает, что все иные определения времени неверные, напротив, они вполне работоспособны, но только в рамках своих мировоззренческих теорий. В рамках иных теорий и концепций их применение невозможно. Для того, чтобы составить свою концепцию времени, пригодную для использования в идеалистическом подходе нужно примерить существующие понятия времени и их атрибуты, выбрать из них работающие в нашем подходе, связать в единую систему и дополнить в случае необходимости недостающими элементами или системными обобщениями, позволяющими придать понятию времени законченный вид и работоспособность в построении идеалистической истории.

 

[1] Время /Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.