Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

О статье «Время в мифологическом мировоззрении»

Только что закончил статью «Время в мифологическом мировоззрении». Методика ее написания подчинялась поставленной цели – обосновать возможность объяснения феномена времени с позиций идеалистического подхода. Этой цели невозможно достигнуть путем анализа всех известных на сегодня древних форм и видов времени.

Во-первых потому, что это лишь краткий эпизод моего исторического обоснования, а во-вторых в реальности никто из ученых таким путем и не следует. Как и все, я вначале сформулировал теорию (в научном исследовании – гипотеза), а затем попытался ее обосновать сравнивая известные мне факты, почерпнутые из трудов авторитетных ученых, с основными положениями моей теории. Поскольку эти факты в большинстве своем теорией объяснялись и не отвергали ее, то можно признать, что гипотеза, которая заключалась в том, что мировоззренческие идеи формируют время, достаточно обоснована. Это не значит, что она претендует на истинность в обычном понимании этого слова (надо сказать, что у нас все теории претендует на истинность, невзирая на то, что многие из них оказываются опровергнутыми оппонентами, еще до выхода в печать), но в рамках идеалистического подхода она звучит достаточно убедительно. Думается, что в условиях того релятивизма, который сегодня существует в гуманитарных науках, «убедительность» более подходящее понятие нежели «истина».

В будущем мне придется разрабатывать тему истины в рамках идеалистического подхода, но пока в первом приближении создается впечатление, что истина возможна лишь в рамках определенного мировоззрения, рамках иного миропонимания эта же утверждение – ложь. Самый яркий пример: «Бог есть истина» – данное утверждение безусловно истинно в рамках религиозного мировоззрения, и столь же безусловно ложно в рамках материалистического, где оно однозначно звучит как «бог есть ложь».

Основные выводы статьи сводятся к следующему:

История изобретения времени человеком свидетельствует о том, что процесс создания времени происходил постепенно и зависел от мировоззренческих идей, вырабатывающихся в рамках того или иного древнего общества.

В рамках античного общества, как и сегодня, сосуществовали многие версии времени, включая и время историческое, созданное великими историками прошлого. В древности, как и в нынешние времена существование единого времени было невозможно вследствие различности мировоззренческих идей, его формировавших.

Время в архаических общества и древних цивилизациях образовывалось не опытным путем и не на основе каких-то практических потребностей, а формировалось на основе главных мировоззренческих идей, которые создавали все потребности человека, за исключением физиологических.