Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

О кратком историческом очерке времени с позиций идеалистического подхода

Закончил Краткий исторический очерк времени с позиций идеалистического подхода. Упорядочивание имеющегося материала вывело на некоторые оригинальные мысли и обобщения. Время действительно оказалось порождением основных идей господствующего мировоззрения. Эта идея неоднократно высказывалась и ранее, но всегда нечетко и не как главная, основная, а скорее как некий парадокс. Мне кажется, что в этом очерке зависимость времени от идей впервые ясно и однозначно обосновывалась как определяющая. Главные мировоззренческие идеи порождают и обосновывают время – таков главный тезис очерка.

Конечно, насколько он обоснован судить читателю, но для меня, как автора, он кажется очевидным. Вероятнее всего с ним согласятся и другие идеалисты, но материалисты определенно будут против, но я их и понимаю, поскольку в рамках материалистического мировоззрения время – «всеобщая форма бытия материи»[1].

Вообще сила и слабость материализма в его твердой уверенности владением истиной. Материализму есть на что опереться, поэтому он всегда будет привлекателен для ума не сомневающегося. Идеалистический релятивизм конечно объясняет гораздо больше в истории и действительности, но он текуч, мягок, и непрочен, как болото, в котором только кажется нащупал земную твердь, ан-нет, она уходит из-под ног.

Общие выводы из очерка сформулированы пока следующим образом:

«Даже краткое рассмотрение истории времени демонстрирует нам большое разнообразие форм, видов и чувств времени. Часть из них передавалось от эпохи к эпохе, но принципиально новые способы темпоральности создавались на основе новых мировоззренческих идей. Исходя из этого невозможно объявить какие-либо из форм времени правильными, а иные недозрелыми, неполными и т.д. Все они верны и полны в рамках тех мировоззрений, в которых были созданы и потребности коих они удовлетворяли. В других парадигмах эти формы и неверны и недостаточны.

Феномен исторической множественности времени необъясним с позиций существования объективного времени, поскольку в таком случае должно быть какое-то одно истинное время, а все остальные объявлены неправильными, собственно так и поступает позитивная наука, декларируя верным только естественнонаучное время, а понятия времени древних обществ и архаических племен в лучшем случае недоразвитыми или неполными. Идеалистический подход не разделяет таких оценок и утверждает, что каждое время обусловлено основными мировоззренческими идеями, в рамках которых оно и полноценно, и достаточно.

Нет сомнения с том, что новые системы идей в будущем создадут новые виды времени. Этого не произойдет только в том случае, если человечество остановится в своих изменениях и нынешние мировоззренческие системы останутся неизменными, а на смену науке не придет постнаука, но это будет означать деградацию человечества, до этого непрерывно идейно развивавшегося».

 

[1] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.