Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Научный способ мышления

Научный способ мышления
В основе современного рационалистического мировоззрения лежит наука, которая в свою очередь основывается на математике, а последняя на логике. Понять, как действует научный способ мышления можно, объяснив истоки и характер логики, лежащей в его основе.
В рамках идеалистического подхода логика есть идеальная конструкция, созданная человеческим разумом, отражающая некоторые отношения реальности, подтвержденные опытом поколений. Вместе с понятиями логики, мы в идеальном виде усваиваем возможные отношения реального мира, и эти идеи организуют наше восприятие действительности. Таким образом, отношения реального мира действительно существуют в каждом индивидуальном сознании априорно и идеально, но привносятся в него извне в результате усвоения мировоззрения и основанной на нем культуры. Логические формы идеальны, они оторваны от конкретной действительности и усваиваются каждым человеком индивидуально в процессе воспитания и обучения. Это позволяет формировать единую логику, лежащую в основе математики и естественных наук.
Логика идеально содержится в рационалистическом мировоззрении, и основанной на нем культуре. Именно это позволяет человеку, воспитанному в рационалистическом мировоззрении и культуре мыслить логически.
Вся логика создана разумом, и это чисто творческий акт, но идеально созданные логические отношения верны лишь потому, что проверены опытом поколений, а значит, они соответствуют отношениям реального мира, не будучи взяты из него непосредственно. Таким образом, возможна активная деятельность разума, познающего реальность, лежащую за его пределами и предсказывающего ее состояние на основании идеальных логических формул, в том числе и математических.
Логика – основа математики. Математика связана с действительностью через посредство многократной эмпирической проверки тех логических идей и отношений, которые лежат в основе рационалистического мировоззрения. Именно это многократно проверенное соответствие идеальных логических конструкций реальности, позволяет математике делать точные предсказания об объектах реального мира. Логика идеально содержится в мировоззрении и создается отношением его идей, что является основанием для развития математики и науки вообще. Она априорна всякому конкретному человеческому сознанию и организует его восприятие действительности, поэтому оно логично, и способно познавать те части реальности, связи которых соответствуют отношениям логики. Нелогичный мир такой разум понять не может, поскольку у него нет соответствующего инструментария.
Математика по существу изучает лишь те отношения, которые сама привносит в изучаемый объект. То есть математическая логика уже содержится в мировоззрении человека, и она либо соответствует сложившимся отношениям внешнего мира, либо тем отношениям, которые в этом мире возможны, хотя реально и не существуют. На этом основана техника, социальное строительство и вообще весь искусственный мир, созданный человеком. Его до человека не было, но он возможен в этом мире.
Отношения, создаваемые математикой, часто не имеют аналогов в природе, но они в ней возможны, поскольку выведены в соответствии с правилами, существующими в природе. Поэтому можно сказать, что математика создает новые отношения, не существующие в природе, но возможные в ней. Именно этим объясняется наличие нескольких противоречивых геометрий, одинаково хорошо применяемых к реальности. Они возможны, поэтому они и работают. Это может быть в том случае, если природа открытый и незавершенный проект, который открыт творчеству и в котором это творчество возможно.
Согласно идеалистическому подходу, в природе действительно существует гармония, отражающаяся в наших умах, но не в виде простых математических законов, а в виде повторяющихся отношений, на основе которых наш разум создает эти математические законы. Они существуют в нашем сознании и привнесены туда не только личным опытом, но и в идеальном виде опытом предшествующих поколений, а также созданными на его основе знаниями.
Идеалистический подход меняет отношение к математической и логической истине, как соответствию реальному миру. Истинно в данном случае не только то, что существует в реальном мире, но и то, что в нем может существовать. Истинность математики в том, что она описывает такие отношения между идеальными объектами и явлениями, которых нет в реальном мире, но которые в нем возможны. При этом она не дает ответа на вопрос о их сущности. Она не может сказать, что из себя представляет электромагнитное или гравитационное поле, но их отношения она описывает правильно.
Откуда математика берет свои безупречные логические отношения, столь верно описывающие реальность? Начиная с античности выдвигались предположения о наличии врожденных форм и категорий разума. Идеалистический подход исходит из того, что эти формы и категории историчны и создаются мировоззрением. То есть априорные формы, не созданные эмпирическим путем, существуют, но они не содержатся в нашем сознании с нашего рождения, они не инстинкты, которые мы наследуем, а привносятся нам в процессе воспитания. Эти априорные формы идеальны, мы их усваиваем вместе с первыми идеями, которые проникают в сознание ребенка и организуют его мышление определенным образом. Таким образом, мы получаем уже готовые формы мышления, с помощью которых разум воспринимает мир, и организует его. Из этих же идей мы получаем и некоторые отношения, на которых строится математика – логику. Логические построения возможны только в рамках логически построенного мировоззрения. Только в рамках такого мировоззрения возможна математика.
Исторические действия людей, в отличие от объектов неживой природы, изучаемых естественными науками, не подчиняются логике, которой руководствуется математика, поэтому не могут быть описаны и предсказаны с ее помощью. История направляется главными мировоззренческими идеями, разделяемыми людьми своего времени и социума, именно эти идеи определяют «логику» исторических событий.