Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Мышление и история

Мышление и история
В рамках идеалистического подхода мышление, – деятельность сознания человека по оперированию заимствованными и собственными мыслями, на основе усвоенного им определенного мировоззрения.
Содержание мышления включает в себя образы реального мира и идеи, которые строятся на основе этих образов и составляют основу опыта. Часть идей, созданных человеком, не связана с его конкретным опытом, а построена на основании своих мыслей, а также идей, заимствованных у других людей. Отдельную часть содержания сознания человека составляют идеи и образы, хранящиеся в памяти. Причем в памяти хранится не только те идеи и образы, которые человек создал самостоятельно на основе собственных ощущений и в процессе мышления, но также заимствованные через различные каналы информации и коммуникации. Область памяти самый большой резервуар для хранения идей и образов. Именно в ней находятся главные мировоззренческие идеи, к которым человек постоянно обращается при формировании любого текущего образа или идеи.
Кроме этого в сознании могут присутствовать идеи, заимствованные в данный момент от других людей, либо полученных из текстов и других носителей информации и пока не перешедшие в область памяти. На базе этих идей в свою очередь с помощью воображения могут строиться образы, например, прошлого.
По мнению У. Найссера восприятие представляет собой основную когнитивную активность, в которой непосредственное и отдаленное прошлое направляет организацию настоящего, и порождаю¬щую все остальные виды мышления, включая воображение. В акте восприятия встречаются активность сознания и реальность, его конечным результатом является образ объекта. Современные исследователи мышления пошли дальше и пришли к важности понимания роли предшествующих знаний, организованных в цельное мировоззрение, у Т. Куна оно воплощено в понятии «парадигма», у М. Фуко в «эпистеме».
Только благодаря общему мировоззрению, лежащему в основе культуры, люди способны понимать других людей и в определенной степени предвосхищать их поведение. Именно этот процесс лежит в основе понимания историком действия людей предшествующих эпох.
Мыслительная деятельность, хоть и проявляется в действиях человека, но протекает преимущественно внутри его сознания. Поэтому наиболее полное ее познание возможно лишь в ходе изучения идей, высказанных самим носителем конкретного сознания, создавшего эти идеи. Все остальные методы, такие как аналогия, или анализ вещественных остатков, реконструкция действий или их анализ, носят лишь предположительный характер. Впрочем, и изучение высказываний и идей исторической личности, также не является абсолютной истиной, поскольку человек порой высказывает некоторые идеи лишь для того, чтобы скрыть свои истинные мысли и намерения. Все это говорит о том, что, пытаясь выяснить подлинные идеи, лежащие в основе исторических действий, историк всегда сталкивается со многими трудностями, и не всегда бывает в состоянии однозначно определить мотивы, которыми руководствовался в своих действиях тот или иной исторический деятель. Это в свою очередь порождает множественность трактовок тех или иных исторических фактов.
В самом общем виде понятие мышления, пригодное для целей работы историка по созданию истории, можно определить, как процесс создания идей, в условиях определенного мировоззрения. На основе этого процесса человек совершает исторические действия, которые и являются объектом интереса историка.
Как не существует двух абсолютно одинаковых людей, так не существует и двух совершенно одинаковых человеческих сознаний. Отличие сознаний обусловлено не разностью строения мозга, а различием содержания, которым наполнены эти сознания. То, как будет функционировать разум, зависит от его содержания. А это означает, что идейное содержание определяет способ работы сознания, а если более категорично, то оно определяет все сознание, как таковое.
Процесс создания новых идей проходит по определенным правилам и алгоритмам, которые составляют способ мышления.
Способ мышления – это способ оперирования мыслями, т.е. построение их в соответствии с определенными правилами, задаваемыми самими идеями. Почему идеями? Потому что иного содержания сознания, кроме идей – мыслей не существует. Никакого данного от рождения алгоритма действий мышления у человека пока не обнаружено.
Способ мышления создает то, что мы сегодня определяем, как логику мышления и зависит от основных идей, формирующих мировоззрение эпохи. Он формируется на основе главных мировоззренческих идей, и создаваемых на их основе понятий, и категорий. В зависимости от их наличия и содержания формируются определенные логические отношения и связи, определяющие конкретные формы работы с теоретическим и эмпирическим материалом.
Отношения между понятиями, категориями, а также эмпирическим опытом приводят к созданию оригинальных алгоритмов оперирования имеющимися знаниями и фактами с целью получения истинного, в рамках данной мировоззренческой парадигмы, знания. На основе полученного таким образом знания, человек действует в конкретных исторических условиях.
Смена мировоззрений приводит к созданию нового способа мышления. Единство мировоззрения и соответствующего ему способа мышления обеспечивает возможность понимания мышления людей определенной исторической эпохи. При этом, в рамках идеалистического подхода, не эпоха определяет мировоззрение и соответствующий ей способ мышления, а наоборот, эпоха является производной от мировоззрения и способа мышления.
Единство мировоззрения и соответствующего ему способа мышления составляет также основу для создания новых идей, лежащих в основе исторических действий человека. Следовательно, понять историческое действие возможно лишь понимая ту основу, на базе которой родилась идея, его породившая – мировоззрение и способ мышления определенной исторической эпохи.
Способ мышления усваивается человеком в процессе воспитания, социализации, образования, усвоения культурных и социальных норм. И хотя любое мышление всегда носит личностный характер, способ мышления, его формы имеют надличностный характер и передаются от человека к человеку, при посредстве речи, текста, символа. Некоторые логические формы могут иметь и вещественное воплощение в виде графической схемы, алгоритма, и т.п.
Логику мышления определяет отношение мировоззренческих идей в сознании человека, и, если эти идеи взяты из внешнего мира, то они будут отражать его логику, если же они определяются мифом или религией, то будет создаваться логика, диктуемая этими идеями. Подобная логика может работать, а может и не работать во внешнем мире. Однако она может создавать отношения, которые возможны в этом внешнем мире, но маловероятны без человека. Человек, как составная часть этого мира, способен создавать такие идеи, осуществление которых не будет противоречить объективному миру. На этом, основывается возможность творчества человека.
Господствующее мировоззрение определяет основные наличные идеи сознания, а их содержание и отношения определяют способ, с помощью которого мышление оперирует этими идеями. Например, мифологический способ мышления основывается на неразделенности идеального и реального миров, невыделенности человека из объективной реальности, из существования в субъективном образе реального мира субъективных сил-богов, которые действуют наравне с реальными силами природы – ветром, громом, дождем и т.п.
Отношения идей, порожденных реальностью объективной и субъективной создают специфический способ мышления, который с позиций иного мировоззрения, например современного – рационалистического, кажется иррациональным, т.е. противоречащим логике. Однако это некорректное суждение. Логика определяется мировоззрением, а не наоборот.
Человек, сквозь призму своего мировоззрения видит и строит внешний мир, главные мировоззренческие идеи определяют главные проблемы этого мира. Способ мышления определяет методы и формы их решения. В мифологии проблемы могут разрешаться с помощью магии, в религиозном мышлении с помощью молитвы, совершения религиозных обрядов. В рационалистическом мировоззрении, главным способом решения проблем является научное мышление, основными методами которого являются: логика, эксперимент, опыт.
Главные мировоззренческие идеи формируют основные понятия и категории, определяют отношения между ними, а также формы и методы оперирования этими понятиями, создавая, таким образом, способ мышления.
Исходя из вышесказанного, историк, в первую очередь должен понять мировоззрение эпохи и определяемый ею способ мышления, на основании чего возможно понимание процесса мышления отдельного человека, как создателя идеи, лежащей в основе исторического действия.
Для историка важно понимать невозможность подхода к объяснению исторических действий людей иной эпохи с помощью современных способов мышления и взгляда на мир. Все это остро ставит проблему возможности понимания древнего человека вообще. Эта проблема проистекает из того, что часто мы не имеем достаточных материалов для реконструкции мировоззрения прошлого, и соответствующего ему способа мышления.
Парадокс мышления заключается в том, что оно определенно индивидуально и в тоже время, очевидно, что отдельный человек, изолированный от остального человечества не может иметь мышления. Человек усваивает созданные до него мировоззренческие системы и отдельные идеи, а также способы мышления. Приняв их как свои, индивидуум становится похожим на других людей конкретного общества, определенной исторической эпохи. Сквозь призму усвоенных в ходе воспитания, обучения и общения идей и методов оперирования ими, что составляет способ мышления данной эпохи, люди данного общества одинаково смотрят на мир и схожим образов видят его, что является основой для понимания друг друга и способности к совместной деятельности.
После Канта многие философы и ученые признают определяющую роль активности сознания на всех стадиях человеческого мышления. В рамках идеалистического подхода деятельность сознания формируется на основе мировоззрения конкретного человека. Получаемый нами чувственный опыт проходит сквозь фильтр нашего мировоззрения, которое организует не только контекст восприятия, но и принцип, способ восприятия. Мировоззрение организует логику мышления. В разных мировоззренческих системах она будет работать по-разному.
Мировоззрение участвует во всех основных процессах, проходящих в человеческом сознании, начиная с восприятия реального мира, являющегося основой опыта. В ходе восприятия окружающего мира, человек не только и не столько отражает существующую действительность, сколько создает ее. В этом процессе человек зачастую предвосхищает будущее восприятие, создавая воображаемый образ ближайшего будущего. На процесс предвосхищения непосредственное влияние оказывает мировоззрение.
Итак, мышление является сложно организованным процессом по созданию идей и оперированию ими. Способ мышления определяется господствующим мировоззрением. Мировоззрение и соответствующий ему способ мышления определяют историческую деятельность человека, поэтому главная задача историка при создании образа прошлого состоит в том, чтобы понять какие идеи лежали в основе исторического действия.

99