ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

Мировоззрение и история
Идеи в сознании человека существуют в определенном порядке, обеспечивающем ему целостный и, в общем-то, не слишком противоречивый взгляд на существующую действительность, ее и свою будущность. Этот порядок, называемый мировоззрением или мировосприятием человека, обеспечивается главенством одной или нескольких взаимосвязанных друг с другом идей, которым подчинены все другие идей. Такими идеями могут быть вера в миф, в бога, в человеческий разум. Они соответственно образуют мифологическое, религиозное и рационалистическое мировоззрения.
Поскольку история, как способ построения прошлого непосредственно связана с мировоззрением, то ее предмет, объект, методология и конкретные методы, будут, если не целиком определяться этим мировоззрением, то с необходимостью должны с ним согласовываться. Применение понятийного и методического аппарата из исторических практик, созданных в иных мировоззренческих парадигмах возможно только при условии их согласованности с господствующим в сознании историка мировоззрением.
Поскольку прошлое всегда создается в рамках определенного мировоззрения, то этот вариант считается единственно верным для носителей данного мировосприятия. Другие образы прошлого, созданные в рамках иных мировоззренческих систем, считаются ложными.
Видов «историй» довольно много. Их содержание и отличие зависит, прежде всего, от того, на каких мировоззренческих позициях стоит историк, из какой теории, объясняющей действительность или прошлое, он исходит.
Мировоззрение определяет смысл, содержание и форму прошлого. Если историк руководствуется религиозной, христианской догмой, тогда история, – разворачивающаяся во времени воля Бога. Если историк – материалист, тогда история – естественный процесс развития человеческого общества, как части природы. И в том и другом случае роль человека в этом процессе невелика. В первом случае историю полностью определяет Бог, во втором – объективные материальные процессы, под которые должен подстраиваться человек.
История не может быть создана вне определенного мировоззрения, поскольку прошлое всегда лишь часть картины мира и, чаще всего, подчиненная часть, поэтому она всегда будет определяться более общими мировоззренческими идеями, которые обусловят как содержание прошлого, так и способ его создания.
Современная история обречена существовать в тех формах, в которых она сегодня производит образы прошлого, поскольку создает его в рамках господствующего рационалистического мировоззрения. Другие образы прошлого менее убедительны современному человеку, если они созданы в иной мировоззренческой парадигме, например, религиозная история существует, но ее распространение очень ограничено, поскольку не воспринимается рационалистически мыслящим большинством общества.
Идеалистический подход, признает относительность и временный, характер любого образа прошлого, позволяя признать равноценность и равноправность историописания разных эпох и народов. Более-менее устойчивые истории имеют только общества с устойчивым мировоззрением. В будущем, когда изменится наше мировоззрение, мы обречены иметь новое прошлое. Мы всегда будем строить новое прошлое, при этом многие кирпичи этого здания – исторические факты могут заимствоваться, но каждое новое здание, построенное из прежних составляющих, не будет похоже на предыдущее, потому, что его облик определяют не факты, а замысел истории, ее идея, а она кардинально меняется при смене мировоззрения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal