ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Мировоззренческие основы военного строительства советских и российских Вооруженных Сил

Выступление на конференции в Центральном музее ВС РФ 27 марта 2018 года «Рабоче-крестьянская Красная Армия, Вооруженные Силы СССР, Вооруженные Силы Российской Федерации»

Роль духовного фактора в войне

Из истории известно, что наибольшей силой обладают армии, сражающиеся за «великие идеи», точнее за такие идеи, которые в данное время кажутся такими. К великим идеям относятся все мировые религии, не случайно ислам и христианство распространялись не столько миссионерским, сколько военным путем. За прекрасные идеи любви к ближнему, всеобщее счастье, свободу, демократию было убито, вероятно, больше людей, чем за приобретение земель и богатств.

Наемники, сражающиеся за деньги, могут и готовы храбро воевать, но вот умирать они не готовы, потому что мертвому деньги не нужны. Приоритет духа в войне признается многими военачальниками, военными теоретиками и философами. Многими, но не всеми. Всегда есть те, кто считает, что можно изобрести абсолютное оружие, либо создать такой перевес в обычных вооружениях, что дух солдата будет неважен. И порой действительно кажется, что можно победить одной лишь силой железа, однако опыт войн в Афганистане, где последовательно три самых великих мировых державы терпели поражение, опровергает это утверждение.

Роль идей

Вечных идей нет. Люди разочаровываются даже в идеях, которые им дали их многочисленные боги, что уж тогда говорить о плодах человеческой мысли – их век обычно короток. Все ценности русского народа историчны, т.е. они некогда возникли и неоднократно менялись. Так произошло с языческими ценностями, о которых мы знаем очень мало. С ними русские воины-язычники побеждали в великих битвах князя Святослава Игоревича. Их сменили православные ценности, которые вдохновляли российское воинство до 1917 года. После победы коммунистического мировоззрения РККА, а затем и Советская Армия руководствовались идеями коммунизма. В годы застоя и перестройки в них разочаровался советский народ, и армия не выступила на защиту Советской власти, в результате Советский Союз распался без боя, поскольку его некому было защищать.

Россия и ее армия исторически были одухотворены двумя великими идеями – православием и коммунизмом, и обе были заимствованы, а не созданы русским народом. Создание великой идеи – дело трудное, и в чем-то мистическое.

Сегодня российский народ и его вооруженные силы определенно не разделяют коммунистических ценностей, но и своих они еще не выработали, и это является, на мой взгляд, самой большой проблемой российского государства, народа и его армии.

Любая победоносная армия всегда одухотворена ясно выраженной, сформулированной и понятной идеей. Если идейные основы армии неопределенны, размыты, нечётки, тогда идея слабая, малопонятная, неубедительная, а значит и воин этой армии духовно немощен, и в решающий момент вероятнее всего не пожелает умирать за такую идею.

Православные ценности

Сегодня многие предлагают вернуться к прежним, проверенным ценностям, которые воодушевляли русские и советские победоносные войска. Желающих вернуть коммунистические ценности не очень много, гораздо больше тех, кто хотел бы опереться на православие, как традиционную для России религию.

Императорская армия основывалась на ценностях: Бог, царь, Отечество. В сущности, последние две ценности вытекают из первой, определяются ею, поскольку царь имел власть и значение для русского человека только как Помазанник Божий, под Отечеством подразумевалась Православная Русь. К началу ХХ века раскол, ереси, сектантство, другие религии и конфессии, различные формы материализма, атеизма, рационализма распространились среди некогда идейно единого православного населения страны. Около половины населения было либо враждебно, либо индифферентно настроено по отношению к господствующей религии. Это пагубно отразилось на духовном состоянии армии. Не случайно, что во второй половине XIX – нач. XX вв. свои главные войны российская армия проиграла.

Православное мировоззрение постепенно, но неуклонно рушилось в умах и душах русских людей и воинства под напором рационалистических, научных, либеральных и коммунистических идей. Этот процесс медленно шел с начала XIXвека и закончился революцией 1917 года.

Сегодня, когда подавляющее большинство населения числит себя в верующих только номинально, православная идея, на мой взгляд, не может стать доминирующей.

Ценности современной России и ее армии

Современная присяга содержит несколько конкретных ценностей, которые гражданин, вступающий в ряды Вооруженных Сил, должен соблюдать и защищать: «свято соблюдать Конституцию», «мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Главные ценности российского государства и общества сформулированы в Конституции РФ. Глава 1, которой провозглашает, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления… Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это главные либеральные ценности, которые были заимствованы у Запада в 1990-е годы и которые сегодня публично подвергаются сомнению в государственных СМИ. Современное российское государство де-факто отказалось от либеральной идеи и конституционных ценностей.

В 2013 году президент РФ В. Путин предложил считать патриотизм российской национальной идеей. В феврале 2016 года он подтвердил, что «у нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…»[i].

Патриотизм – это любовь к Родине. К сожалению, сегодня и это понятие не имеет ясного и конкретного содержания. Современное понятие Родины не определено, ее можно любить только эмоционально, а не рационально. Сейчас любовь к Отечеству пытаются обосновать прошлым, но оно тоже неопределенно, неясно, противоречиво. Единого, разделяемого большинством образа прошлого не создано. Почитайте историю, написанную с либеральных позиций, коммунистических, монархических, государственно-патриотических – это разные истории, причем порой диаметрально противоположные в оценке всех важнейших событий.

О Родине

Понятие Родины отличается в разное время и в свете разных идей. Те, кто желал бы иметь одно и тоже понятие Отечества, годное для всех времен и народов, подразумевают под ним не более, чем подчинение действительному в данный момент начальству. Это о них М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»».

Родина – это не конкретный президент или командир, это не территория, березки и русские хаты и т.п. лубочные картинки. Родина – это великая идея. Идея православной России – хранительницы и распространительницы единственно правильной веры. Или идея коммунистического Советского Союза – самого передового в мире государства, пролагающего путь для всех иных народов и стран. Не бывает абстрактных Родин, они всегда конкретны, и далеко не все достойны, чтобы за них отдать свою жизнь, поэтому государства не вечны. Они легко распадаются, когда их граждане разочаровываются в идее своего Отечества.

Родина у каждого своя, и от того, насколько конкретный солдат, офицер ценит и любит ее, будут зависеть его действия в бою, где он с риском для жизни выполняет свой воинский долг. Битва выигрывается в сознании солдата и офицера задолго до сражения, в тот момент, когда он принимает для себя решение о готовности отдать за Родину свою жизнь. Этот процесс не всегда совпадает с тем моментом, когда молодой человек подписывается под словами принесенной им присяги, принятие решения принимается каждым наедине со своей совестью и ни один командир не ставится в известность о принятом решении.

Военная присяга лишь формальность, которая может подтверждать это решение, а может и не подтверждать, ведь принятие присяги обязанность каждого призывника. Миллионы солдат самых лучших армий нарушали и будут нарушить свою воинскую присягу, также, как миллионы будут отдавать свою единственную жизнь за Родину. И причина этому всегда только одна – считает человек свое Отечество достойным такой жертвы или нет. Воплощена в Родине великая идея, такая, которая больше и важнее его единственной жизни, или нет.

Есть ли у современной России великая идея? Пока нет, хотя напряженный поиск ее и идет на протяжении всех лет ее существования.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах

Сегодня в армии создана мощная, разветвленная система воспитательной работы с личным составом. Выделены направления работы –

психологическая работа, социальная, духовная, культурная и пр. Но весь этот аппарат будет работать вхолостую, если нет высокой идеи Родины.

Внимательно изучив приказы, руководящие документы по организации и проведению воспитательной работы и материалы по Общественно-государственной подготовке в Вооружённых силах, великих идей, которые бы повели солдата на смерть за Россию, я не нашел. Есть только общие слова – Отчизна, любовь к Родине, патриотизм. Ни одно из этих понятий не раскрыто. Понятие Родины не наполнено тем высоким смыслом, за который можно было бы отдать жизнь.

На войне солдат остается один на один со смертью и своими идеалами, которые он должен защищать. Он взвешивает их и определяет, стоит ли идея Родины его жизни. Как он может решить этот вопрос в пользу Родины, если ему не сказали, чем так хороша его Отчизна, что за нее стоит умереть. Пока у армии нет великой идеи, которую олицетворяет Родина, она не готова к войне.

 

 

[i] Путин В. Встреча с активом Клуба лидеров

URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51263 (дата обращения: 15.02.2018).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal