ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

Метод понимания

В истории метод понимания связан, прежде всего, с В. Дильтеем, который считал, что природу мы объясняем, а душевную жизнь — понимаем.

В истории единственной реально действующей единицей является индивидуум. Все остальные надындивидуальные общности объединяются на идеальной основе. Общность идей обеспечивает единство и цельность исторического действия. Если бы люди в своих действиях руководствовались разными идеями, они не смогли бы произвести ни одного совместного действия, поэтому для того, чтобы понять индивидуальное или коллективное действие нужно понять ту идею, которая его вызвала.

Без понимания идей, которыми руководствовались люди в своих исторических действиях невозможно понимание истории, а без этого нет истории, как истории человечества, а есть лишь естественная история, трактуемая как история событий. Без искажений из прошлого в настоящее передаются только идеи. Они не подвержены коррозии и тлену.

Результат исторического действия людей редко совпадает с теми целями, которые они пытались достичь, но это не означает, что в основе их действий не лежали идеи, определявшие эти цели. Понять эти идеи – значит понять смысл исторического действия. За внешней стороной исторических действий мы прозреваем их настоящую, истинную причину – идеи, которые движут людьми. Отсюда идеалистическая история – это история создания, и реализации идей в деятельности людей.

Два разных человека в одной и той же ситуации могут вести себя противоположным образом. Их действия определяются не только и не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним содержанием их сознания, которое интерпретирует эти внешние обстоятельства. Поэтому для понимания действия человека нужно знать не столько внешние обстоятельства, сколько те идеи, которыми он руководствовался.

Историк может выполнить только посильную задачу, т.е. цели истории, и ее предмет должны соответствовать возможностям исторического метода. Понимание идей – соответствует возможностям истории. Если установлены идеи, которыми руководствовался человек, то действия, вытекающие из этих идей, могут рассматриваться как возможные. Это создает возможность альтернативных историй, но в тоже время ограничивает их круг, за рамки которого эта история не может выйти.

Руководствуясь идеями, созданными сознанием, человек совершает историческое действие, поэтому для его понимания достаточно понять идею, лежащую в ее основе. Эмоциональные состояния могут повлиять на выбор той или иной идеи, но создать принципиально новое целеполагание они не могут, поскольку это прерогатива сознания. Понимание идей освобождает идеалистический подход к истории, от необходимости понимания всей психической деятельности человека и позволяет сосредоточиться на главном – идеях. Для постижения самой идеи понимание психических состояний не требуется, для этого достаточно знать мировоззрение личности.

Важнейшую роль в понимании идей, играет то мировоззрение, в рамках которого эта идея создана или функционирует.

Понять мировоззрение эпохи несложно, оно определяется рядом общедоступных идей. Сложность представляет интерпретация современным историком стоящим, к примеру, на позициях исторического материализма, и считающим религию не иначе, как «опиумом для народа», исторических действий, совершаемых людьми с религиозным мировоззрением.

Главная проблема, – как, поняв событие с позиций системы господствующих идей исторической эпохи, затем перевести его на язык современности не утратив аутентичности идей и поступков исторических личностей, ещё не нашла своего однозначного методического решения.

Понимание идей, как и понимание текстов, имеет свой «герменевтический круг», который выглядит следующим образом: для понимания идеи необходимо понимать мировоззрение, но и мировоззрение раскрывается через отдельную идею. При этом идея должна принадлежать той мировоззренческой системе, в которой она создана или существует. В ином мировоззрении эта же идея может оказаться ошибочной или вообще ложной. Поэтому правильно понять идею, которой руководствовался конкретный исторический деятель можно только в рамках того мировоззрения, которое определяло его сознание.

Историку, для понимания того, в каких условиях человеческим сознанием была создана та или иная идея необходимо понять мировоззрение этого человека и сложившуюся проблемную ситуацию. При этом совсем необязательно, что толчком к созданию идеи будут внешние события, часто окружающая среда не меняется, но изменение внутреннего идейного мира человека принуждает его к определенному действию, в основе которого лежит созданная им идея необходимости изменения текущей ситуации.

Первичны изменения в идейной сфере, поскольку идея и предшествует действию по времени, и определяет его содержательно. Идеи – настоящие причины исторических действий, а не предшествующие события, как это порой кажется.

Историк чаще всего имеет дело с пониманием текстов. Однако текст лишь способ передачи идеи, и понять текст означает понять идею, заложенную в нем, идею, созданную в рамках определенного мировоззрения и которую можно понять только исходя из него.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal