ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

Объяснение и интерпретация в истории

Объяснение – это ответ на вопрос «Почему данное историческое явление произошло в конкретной исторической форме?» Объяснение необходимый и важнейший элемент исторического построения, поскольку сами по себе факты ни о чем не говорят читателю и без объяснения историка не имеют ни большого интереса, ни смысла. Теория предопределяет вид применяемого историком объяснения. Способ объяснения диктуется теорией и определяется ею. В рамках разных научных теорий существуют разные объяснительные средства и возможности. Например, в марксистской исторической науке выделяют несколько видов исторических объ­яснений: объяснение через закон, объяснения причинные (каузальные), генетические, структур­ные и функциональные.

Проблема множественности процедур объяснения и интерпретации исторических событий – проблема множественности теорий, с которыми подходят историки к созданию истории. Попытки найти общезначимые формулы объяснения, независимые от той теории, с которой историк подходит к построению прошлого бесперспективны и на протяжении последних столетий результатов не принесли.

Для объяснения исторического явления недостаточно понимания идей, которыми руководствовались люди в своих исторических действиях, поскольку очень часто результат исторического действия не совпадает ни с одной идеей, которой руководствовались его участники. Это происходит потому, что историческое действие есть результат взаимодействия и борьбы людей, которые руководствуются разными идеями, и на осуществление которых влияют и внешние, объективные обстоятельства. Отсюда следует, что понять историческое событие означает понять идеи, которыми руководствовались его участники, а объяснить – описать и учесть весь комплекс факторов, оказавших влияние на совершение исторического действия в его конкретной исторической форме.

Поскольку историк для объяснения пользуется определённой теорией, то с позиций разных объяснительных концепций, историческое событие будет объяснено по-разному, что порождает разные интерпретации объяснений. Интерпретация в данном случае – объяснение с определённых теоретических позиций. Каждая теория неизбежно порождает свою интерпретацию, но в рамках одного теоретического подхода не может быть двух интерпретаций одного события. Из этого следует, что интерпретаций исторических событий столько, сколько теоретических подходов приложимо к данному событию.

Объяснение в идеалистическом походе, как и любое иное, должно ответить на вопрос: «Почему событие прошло именно в этой конкретной форме?», но при этом акцент делается не на поиск внешних для человека и общества факторов, определяющих историю, а на понимании идей, которыми руководствовались люди её совершившие. Для этого, прежде всего, необходимо понять мировоззрение изучаемого периода, как объективную идеально существующую рамку, определяющую суть эпохи. Следующим шагом является объяснение идейных истоков той внешней среды, в которой действовали акторы – социальной, экономической, материально-технической.

Объяснение не только объясняет произошедшее событие, но, вживлённое в ткань исторического повествования оно создаёт прошлое, создаёт и само событие, которое объясняет, создаёт, конечно, идеально. Доказательное объяснение приводит к созданию убедительного прошлого. Объяснение и интерпретация – это не столько метод исследования, сколько метод конструирования.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal