ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

История понятия «идея»
Идея, как понятие, отражающее некую реальность, объективную или субъективную было введено в философский обиход древними греками. В разное время, в зависимости от господствующего мировоззрения термин «идея» наполнялся различным содержанием.
У Платона идеи – не мысли, они отделены от человека и имеют самостоятельное существование в особом надфизическом мире – Гиперурании. Человек может только познавать идеи, но не порождать их. Идеи объективны по отношению к человеку и открыты понимающему уму и только ему. Демиург создает этот мир в соответствии с идеей, которая служит ему образцом и моделью.
Платоновская идея, как нечто такое, что существует вне вещи, определяя ее, впоследствии трансформировалась с одной стороны во всеобщую идею (гегелевский абсолютный дух), являющуюся сущностью мира, и определяющую процесс его развития – это направление объективного идеализма. И идея, как человеческая мысль, в которой отражается с той или иной степенью достоверности внешний вещный объективный мир. Это развитие платоновской идеи получило название субъективного идеализма.
Объективный идеализм, в том числе и платоновский предполагает независимое от человеческого сознания существование идей. В этом его принципиальное отличие от идеализма субъективного, который признает существование идей только в человеческом сознании.
В христианской концепции Бог и носитель и создатель идеи. Для того, чтобы поместить идеи в сознание человека требовалось новое мировоззрение. Антропоцентризм и рационализм эпохи Возрождения создал условия для переноса идей от бога к человеку.
В Новое время идеи – это продукт сознания, те единицы, которыми оно оперирует. Локк и Декарт воспользовались термином «идея», но влили в него новое содержание, теперь идея стала обозначать в человеческом сознании сущность вещей, которые существуют вне людей. Смысл трансформации, которую произвели философы Нового времени заключается в том, что они переместили идею из заоблачной Гиперурании в сознание человека. Если для Платона идеи – это модель, образец, истинное содержание вещи, по которой эта вещь и создана Демиургом, то для Декарта и Локка идея – это отражение сущности вещи в сознании человека. Отсюда и понятие истины, как соответствия идеи, содержащейся в сознании человека той вещи, сущностью которой она является. Для Платона истина – это соответствие той идее, в соответствии с которой Демиургом создана вещь, причем эта идея существует вне человеческого сознания.
Декарт первым отождествил идею с человеческой мыслью, под которой понимал «все то, что делает нас рассудительными». Важнейшим этапом по превращению идей в человеческие мысли является творчество Локка. Он отказывается от концепции врожденных идей и твердо становится на позиции получения их только из опыта. Локк ограничивает творчество человеческого разума простой комбинацией идей, полученных эмпирическим путем. Поэтому принимая в целом концепцию Локка идей, как человеческой мысли, идеалистический подход дополняет ее важным пунктом о творческом характере человеческого мышления. Ведь человеческое сознание создает такие объекты, которых нет природе, например, общество, государство, экономика, религия, миф, символ и пр. Социум – это субъективно-объективная реальность, новый вид субстанции, которой определенно нет в природе, и которая не сводится ни к материи, ни к сознанию. Для создания принципиально новой реальности недостаточно только комбинации простых идей.
По Беркли сознанию даны только идеи, и весь мир сводится именно к ним. Поскольку объекты вне нас не могут быть причинами наших идей, то они вызываются в нашей душе, в нашем уме Богом. Без Бога, вне христианского религиозного мировоззрения субъективный идеализм существовать не может.
Идея у Канта выступает в форме знания, сущест¬вующего до познания, в форме идеальной сущности, а не реального существования, как было у Платона. Как и у Платона кантовские идеи не находят предметного аналога в объективной реальности. С помощью идей разум как бы пытается выйти за пределы опыта. Трансцендентальная идея есть идеал знания, не во¬площаемый полностью.
Гегелевское понимание идеи как целостности, всеобщ¬ности, несомненно, связано с платоновской идеей, хотя конечно и значительно отличается от нее, поскольку она разработана в рамках позднего христианского мировоззрения с одной стороны, и просвещенческого рационализма с другой. Гегелевская идея в отличие от платоновской является саморазвивающейся под влиянием собственных противоречий, поэтому Гегель приписывает абсолютному мышлению самодвижение и саморазвитие. В истории абсолютный дух действует через дух субъективный –индивидуальное сознание, которое формируется в рамках абсолют¬ного духа и лишь при его участии он способен к разви¬тию. При этом именно субъективный дух является активным началом в объективном мире, поэтому вне человека нет исторической деятельности. Такой подход возможен только в рамках религиозного мировоззрения.
В XX вв. принципиально новых основополагающих понятий «идея» представителями идеализма выдвинуто не было и формально это философское течение продолжало делиться на объективный и субъективный идеализм. При этом сторонники и того и другого старались избегать самого употребления термина идеализм.
В идеалистическом подходе к истории, идеи – это именно человеческие мысли. Они плод человеческого сознания и основа исторического действия. Идеи, будучи творчеством человека, являются причиной изменений, вносимых человеком в мир, поэтому именно они являются причиной и основанием истории.
В идеалистическом подходе «Гиперурания» – это сознание человека. Идеи могут существовать только в нем и нигде более. Хотя они и могут находится вне сознания, например, в виде текста, но актуализируются идеи только в человеческом сознании.
Таким образом, идея «идеи» за два тысячелетия трансформировалась в процессе приспособления этого понятия к меняющемуся мировоззрению. В философии она породила мощное и плодотворное течение – идеализм, существующий до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal