ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

Исторический источник

Историк не смотрит на прошлую реальность сквозь источник, поскольку ее не существует, он смотрит только на источник и на его основании создает в своем сознании образ прошлого события. Идеальное представление о прошлом событии, составленное историком на основании источника и есть единственная прошлая реальность, которая существует в настоящем.

Каждый источник создается в рамках определенной теории, как идеальном представлении о явлении, и нуждается в понимании современным историком, а затем, после того, как он понят, историк должен объяснить событие с позиций современной ему теории. Историческое свидетельство, созданное в рамках одной теории, может быть использовано в другой, только если оно будет пересмотрено с ее позиций.

Таким образом, любое свидетельство, содержащееся в источнике всегда есть субъективный взгляд на событие, которое является «вещью в себе», и становится «вещью для нас» только пройдя через сознание свидетеля, но это всегда разные вещи.

В зависимости от того, с помощью какой теории создается образ прошлого, выбираются и источники. Если историк исходит из того, что природно-климатические факторы определяют развитие человека, тогда для него важнейшими будут источники, связанные с этими причинами. В основу такой истории лягут природно-климатические изменения, фиксируемые естественно-научными методами. Подобная история ближе к естественно-научной, и у нее будет и похожий корпус источников. Человек в этой истории величина переменная и зависимая от изменения факторов природной среды.

Если историю определяют технологические изменения, тогда изменения в технике и технологиях станут основополагающими и историк прежде всего должен будет изучать их образцы и эволюцию во времени, для того, чтобы объяснить все прочие изменения, которые были ими вызваны.

Марксизм видит источник развития человека в противоречивом развитии производительных сил и производственных отношений, а значит его главными историческими источниками становится все то, что связано с развитием производства и экономики.

Если исходить из того, что именно человек является движущей силой истории, тогда главными источниками становятся те, которые свидетельствуют о творческой работе его сознания. Это прежде всего письменные источники, в которых зафиксированы идеи, которыми руководствовались люди, производящие исторические действия.

Материальные памятники в истории людей играют роль второстепенных источников, в том случае, если они сами не являются символом, знаком. Только по материальным объектам невозможно создать историю людей.

Любой результат действия людей, воплощенный в материальном объекте не хранит в себе ни этого действия, ни идеи, которая двигала автором. Материальные объекты в качестве основных источников пригодны только для истории вещей. В истории людей, при наличии письменных источников, они будут играть только вспомогательную роль.

Таким образом, главный, основной тип исторического источника определяется той теорией, с позиций которой историк создает свой образ прошлого.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal