Летописец Сайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Понятия и категории

Истина в истории

Истина в истории

Относительность истории, ее временной характер создают большие проблемы для тех, кто верит в возможность постижения исторической истины. Идея истины – очень сильная идея, именно поэтому две тысячи лет люди ищут ее как соответствие своих знаний чему-то внешнему – либо идее, как Платон, либо объектам материального мира, как материалисты, либо соответствие практике, как марксисты. Концепций истины несколько и они противоречат друг другу, поскольку созданы в разных мировоззренческих системах. Однако и сегодня идея истины продолжает оставаться востребованной, в основном потому, что в естественных науках истина постигается. История, как и другие гуманитарные науки, пытается выработать свою теорию истины, однако к общему мнению по поводу исторической истины ученые так и не пришли.

Для осознания относительности истины в истории необходим более широкий взгляд на саму историю. Нужно отказаться от обычной практики (порожденной идеей прогресса), когда сегодняшнее положение исторической науки объявляется венцом ее развития, а предшествующие способы создания прошлого – мифами, сказками, или религиозными заблуждениями. На протяжении столетий, последний вариант прошлого объявлялся истинным, а предшествующие – ложными.

Если отказаться от господствующего в умах большинства историков превосходства над своими «невежественными» предшественниками, и уравнять в правах все способы создания прошлого – мифологический, религиозный, научный, тогда мы не только воздадим должное тем, кто создавал прошлое до нас, но и более трезво сможем оценить положение исторической науки в общеисторическом процессе создания прошлого. В этом случае историческая наука предстанет лишь одним, преходящим звеном, оригинальным способом творения прошлого. Равным другим, которые ему предшествовали во времени и тем, которые придут на смену исторической науке.

Это означает признание равноправия всех способов создания прошлого, без признания истинности каждого их них, включая и научное, которое будет столь же неизбежно отвергнуто постнаучной историей. Признавая временность современной истории, идеалистический подход считает правомерной постижение только относительной исторической истины в рамках конкретных мировоззренческих и концептуальных систем.

В рамках идеалистического подхода историческая истина – это идея, которой руководствовался актор исторического действия. Если историк правильно понял эту идею, значит он понял причину исторического действия, его сущность и содержание.

Таким образом, истиной владеет только тот, кто задумал событие и принимал участие в его осуществлении, – автор исторического действия. Остальные только интерпретаторы. Историк – один из них.

Истины в видении и объяснении исторического события у историка быть не может, уже потому, что событие всегда можно видеть по-разному, в зависимости от позиции и точки зрения, а вот понимать его можно однозначно с точки зрения той идеи, которой руководствовался актор исторического действия. Поэтому понимание идеи ведет к познанию истины, а вот восстановление внешнего образа действия – это всегда одна из возможных интерпретаций.