ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Герасимов Г.И. Культурная ситуация в современной России в аспекте нового творческого проекта

В сокращенном виде опубликовано в электронном журнале Культурная политика. №2. https://histrf.ru/magazine/article/21

Сегодняшняя ситуация в стране неоднозначна и нестабильна. С одной стороны, мы наблюдаем важные перемены к лучшему, которые происходят в управлении, области обороны, обустройстве российских городов, сел и пространств. С другой – наметилась устойчивая, многолетняя тенденция к замедлению темпов социально-экономического, научно-технического и производственного развития страны.

Некоторые связывают ее с непростой внешнеполитической ситуацией и санкциями. Руководство страны утверждает, что санкции не оказали значительного воздействия на экономическое развитие России.  Разные силы предлагают различные пути выхода на траекторию устойчивого развития: первый, – это нормализация отношения с внешним миром, возвращение на либеральный путь развития; второй – совершить рывок, базируясь на внутренних возможностях. Выбран второй путь. Средством для запуска механизмов развития должны стать национальные проекты, однако проекты запущены, а экономика на них почти не отреагировала, а это значит, что ставка на вливание денег в экономику в качестве средства, стимулирующего развитие, не оправдалась. 

Все меньше людей хотят заниматься бизнесом, – социальная основа рыночной экономики истончается, понимая это, власть создает все новые госкорпорации, но доминирующий в российском хозяйстве государственный сектор оказался неспособным стать драйвером развития и ограничился ролью поддержания статус-кво. По большинству показателей, характеризующих развитие, Россия находится в середине мировых рейтингов, но в стране производится мало собственной продукции, а доля высокотехнологичной в ней очень невелика, хотя по статистике 20% предприятий числятся использующими высокие технологии. Показатели научного развития тоже неплохие, особенно по рекордному количеству академиков, однако последняя «нобелевка» была получена в 2010 году, и то британским физиком российского происхождения.  Известные достижения есть в области военной техники и вооружения, на этом список достижений закрывается.

Причины замедления темпов развития страны и общества

Создается впечатление, что страна застыла в своем развитии, что мы чего-то ждем. Многонациональный российский народ талантлив, однако сегодня он почему-то не хочет творить. И дело не в отсутствии средств, а во внезапной умственной апатии, которая охватила большую часть населения. Либералы утверждают, что всему виной отсутствие свободы, но эта апатия началась как раз в 1990-е годы, когда проблем со свободой не было, а значит дело не в этом. Причины нынешних российских неурядиц лежат в глубинных основах человеческого творчества и бытия.

Причина всего, что происходит с нами, – в человеке, который создал общество, страну, экономику, культуру. В истории подобные периоды апатии довольны частое явление, в их основе лежит отсутствие целеполагания, когда старые ценности уже разрушены, а новые еще не созданы, и человеку не к чему стремится, нет оснований для напряженной работы во имя будущего, которого он себе не представляет и проект которого ему никто не представил. Как мне кажется, в такой ситуации находимся и мы сегодня.

О ситуации в культуре

Наше культурное развитие неопределённо, неясно, туманно.

В современной России с одной стороны очень много говорят о роли культуры в развитии, но по статье «культура и кинематограф» планируется потратить всего 0,7% расходной части бюджета[1], – это определенно очень мало для того, чтобы как-то повлиять на общефедеральные процессы в стране и обществе.

Культура понимается по-разному. В широком смысле, культура – это весь искусственный мир, созданный человеком, и та часть природного, которую он преобразовал, переформатировал, приспособил для своих нужд. В узком смысле, культура – это традиционный набор искусств и некоторых практик сохранения и развития духовного наследия, таких как музеи, театры, библиотеки и т.п.

В широком смысле, понятие культуры совпадает с понятием цивилизации, в узком, – это лишь малая часть искусственного мира, созданного человеком и ассоциируемая с творчеством и искусством, за которую отвечает министерство культуры. Тем не менее, основа культуры находится именно в этом узко понятом ядре искусственного мира.

Причина культуры заключается в человеке. Человек часть природы, часть биологического мира, но у него есть одно отличие, которое выделяет его из остального природного мира – это сознание, производящее идеи. Иных отличий нет. Все психологические, эмоциональные и иные составляющие т.н. «духа» присущи и животным, а значит, не могут быть главной причиной культуры, хотя они и влияют на неё. Единственный исток культуры – деятельность сознания, производящего идеи, которые воплощаются в реальности с помощью труда, техники, технологий и иных, созданных человеком, способов воплощения идеального в объективном мире. Даже в искусстве, где особенно сильно влияние эмоциональной составляющей, она не является главной, поскольку лишь меняет в определенном отношении идею картины, скульптуры, кинофильма. Сама по себе эмоция, переживание не способны создать ничего, они могут лишь «окрасить», придать определенную «тональность» идее произведения искусства, но сама она не может быть источником произведения.

О творчестве

Любая творческая деятельность как минимум разумна, – это обязательное условие создания произведения искусства, а значит, в ее основе лежит деятельность сознания, главная функция которого – создание идей. Даже когда произведение искусства создает безумец, а такое случается, это не значит, что он лишен сознания, просто оно отличается от нормального. Мысль создать безыдейную картину – такая же человеческая идея, как и все прочие.

Культура не является самостоятельным и независимым от человека явлением. Она зависит от него и является реализацией во внешнем объективном мире идей, созданных человеческим сознанием. Создание новой идеи – есть единственно возможный для человека творческий процесс. Созданная идея – начало, исток и главная часть любого культурного феномена, начиная от пирамиды Хеопса и Великой китайской стены и заканчивая научными открытиями и произведениями искусства. Культура начинается с идеи, и без нее существовать не может. Идея, на основе которой построен любой культурный образец, – есть его содержание и смысл, который в него заложил творец.

Идеи в человеческом сознании существуют не сами по себе, а в форме иерархической системы, где главным идеям подчинены все остальные. В христианском мировоззрении главной идеей является идея Бога, а остальные согласуются с ней, либо объявляются ложными. В либеральном мировоззрении главная идея – идеи свободы. В советской России господствовало коммунистическое мировоззрение, которое ныне отвергается большинством наших соотечественников.

О культурных проблемах России и мировоззрении

Главная проблема культуры России – отсутствие цельного, убедительного мировоззрения, которое бы сформировало эффективную культуру. Таким мировоззрением могло бы стать творческое мировоззрение, которое теоретически способно формировать более действенную науку, технику, экономику, нежели либеральная идея, однако на сегодня творческое мировоззрение находится в стадии разработки и относится к разряду утопий. Вместе с тем, история свидетельствует, что утопии имеют свойство реализовываться, правда иногда для этого требуется не одно столетие.

Отличия культур различных народов общеизвестны, однако о причинах этого отличия единого мнения нет. В качестве причин культурных отличий выдвигаются: географические, климатические, исторические, религиозные, цивилизационные, ментальные и др. Большинство исследователей склоняется к мнению, что культура – это явление духовное, но духовность трактуется по-разному. Автор данной статьи считает, что в основе любого культурного действия и образца лежит деятельность человеческого разума, производящего идеи, которые воплощаются в культурных предметах и практиках. Из этого вытекает вывод, что культура сама по себе не является самостоятельной и самодостаточной областью. Она подчинена разумной человеческой деятельности и ею определяется.

Любая культура представляет собой систему, в которой каждый культурный образец и акт взаимосвязаны друг с другом. Системность не есть имманентное – внутренне присущее свойство культуры, – она привносится извне, из человеческого разума, в котором идеи содержатся в иерархическом порядке в виде мировоззрения.

Каждое целостное мировоззрение, существующее достаточно длительное время, создает свою собственную культуру, исходя из этого, можно утверждать, что сколько культур, столько и мировоззрений. При этом за актуальными культурами стоят ныне существующие мировоззренческие системы, а за «мертвыми» – мировоззрения, от которых человеческие сообщества отказались. Важным выводом из такого подхода является то, что для понимания любой культуры, нужно понимание идей, которые ее сформировали. Особенно важно это для «мертвых» культур, от которых не осталось письменных источников, по которым мы могли бы восстановить их идейную основу, поскольку только текст может адекватно передавать идеи умерших цивилизаций и культур.  Без текста восстановить мировоззренческую основу этих культур можно лишь предположительно – по аналогии с похожими культурами.

Отдельные культурные практики сохраняются, оторвавшись от своих идейных основ. Примером может служить масленица – праздник, сформированный языческим мировоззрением, утративший свои идейные основы, но продолжающий существовать и поныне. Таких реликтов в любой живой культуре достаточно много, но не они определяют ее содержание, а те из культурных явлений, которые созданы главными идеями господствующего мировоззрения.

Мировоззренческая ситуация в России

Поскольку в любом обществе обычно существует несколько различных мировоззренческих систем, то и культур тоже несколько. Например, в дореволюционной России на базе православия сформировалось господствующая православная культура, но рядом с ней развивалась старообрядческая, мусульманская, буддистская, иудейская, католическая, протестантская, научная рационалистическая и некоторые другие. Большинство из них в той или иной степени сохранились и при советской власти, когда коммунистическое мировоззрение сформировало в качестве господствующей новую советскую культуру. Она доминировала в сознании и культурных практиках большинства советских людей, но наряду с ней в социальных группах, с доминированием иных мировоззренческих систем, культивировались иные культурные практики и образцы. Мировоззренческая ситуация определяет ситуацию культурную.

Надо со всей определенностью признать, что коммунистическое мировоззрение создало полноценную самодостаточную культуру мирового уровня, как образец она развивалась многими народами, пошедшими по коммунистическому пути. С крушением коммунизма как господствующей мировоззренческой системы, рухнула и советская культура. Даже ее выдающиеся образцы сегодня воспринимаются определенно как реликт навсегда ушедшей эпохи, вспомним скульптуру В. Мухиной «Рабочий и колхозница», или шедевры сталинской архитектуры. Они хороши, но никто на них не ориентируется, им не подражает, их не культивирует.

Коммунистическое мировоззрение было источником всего, что создавалось в Советском Союзе, – наука, техника, образ жизни, искусство, спорт, культурные практики и многое другое, – все имело своим глубинным истоком коммунистическую идею.  Когда советский народ разочаровался в коммунизме, то рухнула не только советская власть, компартия, комсомол, но и советская культура. Молчаливыми памятниками ей стоят во многих селах дома культуры, в которых лишь сейчас, в результате реализации национального проекта «Культура», начали возрождать новую культуру, на новых основаниях.

Какие же мировоззренческие идеи создают современную культуру? Главных из них три – это либеральная западная идея, христианская православная и современная государственно-патриотическая. Наиболее влиятельной в культурной среде является первая, поскольку она питается идеями, идущими с Запада, они привлекательны и свежи. Прежняя, православная идея, хоть и набирает силу, однако доминирующей идейной силой российской культуры так и не стала. Классика русской культуры представляет собой причудливую смесь православия и европейского рационализма, которая хоть и лежит в фундаменте современной культуры, но поскольку базируется на устаревшем мировоззрении, то непосредственно не определяет нынешнюю культурную ситуацию. Классику не копируют, от нее отталкиваются, на нее равняются, но создать что-либо новое в классической традиции сегодня невозможно. Власть и большая часть общества ориентируется на государственно-патриотические идеи, создающие официальную культуру, которая существовала всегда, как отрасль, поддерживаемая государством. Однако сегодня это идейное направление крайне неясно, расплывчато и сводится к неким духовным скрепам.

Культура любого развивающегося общества всегда актуальна, а это значит, что она должна непрерывно создавать новые образцы и культурные практики, соответствующие главной мировоззренческой идее и господствующему мироощущению. Художник творчески осваивает меняющийся мир и одновременно создает его культурную сферу. Художник всегда актуален.

Отсутствие ясных, разделяемых большинством обществом мировоззренческих идей не позволяет создать принципиально новую оригинальную актуальную культуру. Творческая элита в основном копирует западные культурные образцы и практики. Своих собственных, прорывных, которые появляются при смене эпох, таких как русский авангард, сегодня нет и не предвидится. Это результат мировоззренческого разброда и неопределенности. Нет сильных, убедительных идей, которые бы подвигли людей к созданию значимых культурных ценностей. А это значит, что прежде всего нужна убедительная мировоззренческая идея, которая бы объясняла сегодняшнее мироустройство и формулировало привлекательный проект будущего. Такой идеи сегодня нет. Либеральный проект будущего для России – это повторение 1990-х гг. Православный проект в условиях конкуренции с научным мировоззрениям крайне слаб, а нынешняя государственно-патриотическая идея ориентируется только на прошлые победы и достижения, не претендуя на создание прекрасного будущего.

Наши ценности

Сегодня нашими ценностями являются ценности прошлого, причем не все, а выборочные. Что-то взяли из царской православной России, что-то из советской, коммунистической. Сложить их в единую систему не представляется возможным, вследствие их разноплановости и несовместимости. Эти ценности названы духовными скрепами, но поскольку они не поименованы, то выполнять роль мировоззрения не могут. Единственное, с чем они хорошо справляются, – это с поддержанием существующего статус-кво. На основе этих ценностей формируется российская нация, создано сильное государство. Основа и базис для развития созданы очень хорошие. В истории у нас было не так много периодов, когда была бы столь надежно обеспечена внешняя безопасность, высшая власть была крепка и уважаема большинством населения, общество хоть и небогатое, но и не нищее, есть природные богатства и еще не полностью растрачен советский человеческий капитал. Но все эти условия оказались неспособны стимулировать необходимое социально-экономическое развитие, потому что в его основе лежит творческая деятельность человека, а он перестал быть активным творцом.

Именно поэтому в нашем кинематографе появляются сильные картины о прошлых военных и спортивных победах, но нет популярных картин о достижениях настоящего и будущего. Опираться на прошлое можно только для сплочения нации, но когда нация создана, а она уже прошла фазу самоидентификации, то тогда нужно нацеливать ее на создание нового будущего, а вот с этим «большая проблема». В России не создано внятного и убедительного проекта будущего, который бы мы могли противопоставить либеральному, в таких условиях в борьбе с либерализмом мы будем всегда проигрывать, поскольку плохая идея все же лучше, чем ее полное отсутствие.

Творческое мировоззрение

Поскольку, по мнению автора, в основе развития человечества лежит творческий гений человека, то новой мировоззренческой основой российской культуры могло бы быть творческое мировоззрение, которое высшей ценностью считает творчество как таковое. Такое мировоззрение поставило бы творца на недостижимую сегодня высоту, нацелило общество на создание новых идей, практик, научно-технических, производственных, культурных достижений. Наше застывшее в анабиозе общество начало бы активно думать, действовать, развиваться. Непрерывное творческое развитие как цель общества придало бы мощный импульс развитию во всех областях и сферах жизни российского общества. Уверен, что творческое мировоззрение по своему потенциалу превосходит либеральное, – на сегодня самое мощное и творческое. Поскольку творчество еще никем и никогда не возводилось в ранг главной мировоззренческой ценности, то предсказать тенденции развития общества, руководствующегося такой идей, не представляется возможным. Можно лишь предполагать, что темпы развития подобного общества будут неизмеримо выше любых нынешних, поскольку творчество и изменение станут жизненно важной целью каждого его члена.

Особенно больших достижений можно ожидать в области культуры, где роль творца всегда была чрезвычайно высока. Непрерывное творчество, как цель и смысл жизни, – это именно то, что неявно лежало в основе проекта Просвещения, – основе сегодняшней европейской и российской цивилизации. Вернуться к творчеству как главной задачи жизни каждого человека – это именно то, что может вернуть Россию на путь устойчивого и непрерывного развития. Наш народ талантлив и трудолюбив, но для этого всегда нужна великая цель, а он ее сегодня лишен, надо дать ее ему.


[1] Бюджет для граждан. К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУО ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2019 ГОДИ НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 и 2021 ГОДОВ https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/12/main/BDG_2019_all.pdf

1 Бюджет для граждан. К Федеральному закону о Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период до 2020 и 2021 годов.

https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/12/main/BDG_2019_all.pdf (Источник информации — портал История.РФ, https://histrf.ru/magazine/article/21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal