ЛетописецСайт историка Г.И. Герасимова
Идеалистический подход к истории

Содержание идеалистического подхода

Идеалистический подход к истории и его методы

Что такое история

История – есть наше представление о прошлом, созданное по правилам определенной теории, которые сегодня, чаще всего, устанавливает историческая наука. Изменив правила создания образа прошлого, или его концептуальные основания, мы сразу же получаем иную историю.

Особенность истории в том, что она всегда конкретна и единична, поскольку может актуально существовать только в единичном сознании. Вследствие того, что содержание каждого конкретного сознания индивидуально и неповторимо, то оно соответственно формирует индивидуальную, неповторимую картину прошлого. Нет двух историков, имеющих абсолютно одинаковые образы прошлого, даже если они принадлежат к одной школе, поскольку их картины прошлого будут отличаться в деталях, также как отличаются их тексты. Схожесть их образов прошлого обеспечивают общие мировоззренческие и конкретные исторические концепции, которых придерживаются эти историки, а также факты, которыми они оперируют. Жизненный опыт, особенности судьбы и другие личные факторы, влияющие на формирование картины прошлого неповторимы, поэтому и само прошлое у каждого несхоже и индивидуально.

В предлагаемом мной идеалистическом подходе, история – это образ прошлого, создаваемый историком, исходя из его мировоззрения и на основе фактов, которые он считает относящимися к прошлому, по определенным правилам, задаваемым его ремеслом (наукой или искусством, если он относит их к таковым). Главным двигателем развития, а значит и истории, понятой, как изменение во времени, является человеческое творчество, выражающееся, прежде всего, в создании новых идей, которые направляют деятельность человека преобразующего и создающего мир вокруг него.

Если попытаться дать не частное определение, а такое, которые бы включало в себя все возможные частные определения истории, не сводимое при этом ни к одному из них, тогда оно могло бы звучать следующим образом: «История – способ построения прошлого с определенных мировоззренческих и концептуальных позиций».

История – необходимая часть картины мира современного человека. Она создает ту часть образа мира, которая относится к прошлому. История создается разными способами и методами. Сегодня наиболее авторитетным и убедительным считается научный метод, поэтому история чаще всего создается   по подобию естественных, а также социальных, гуманитарных наук, которые в свою очередь испытывают огромное влияние господствующего в науке естествознания.

История, как образ прошлого, создается при помощи теории и фактов. В зависимости от применяемой теории у истории будет разный объект и предмет. Если под историей понимается все, что связано с человеком и той средой в которой он жил, тогда предмет истории будет предельно широк и станет включать в себя не только деятельность самого человека, но окружающую его природную среду. Поскольку человек – есть часть природы, то в качестве причин исторических изменений могут рассматриваться различные природные факторы: климат, география, биологические. Либо иные факторы, лежащие вне человека – экономика, политика, социальные отношения. Считается, что, являясь объективными по отношению к человеку именно они определяют его сознание и поведение, а не наоборот, хотя логично предположить, что человек, создавший экономику, политику, общество, должен, как их творец, определять эти сферы.

История, как процесс, с позиций идеалистического подхода – это работа человеческого сознания, изменяющего внешний мир. Истоки изменений лежат внутри человеческого сознания, поэтому понять их можно только поняв само сознание. При этом мы не знаем, как создаются идеи, но можем понять их, а поняв объяснить изменения внешнего мира, произведенные человеком.

Внешне история выражается в событиях, явлениях, процессах, но без понимания идей, которые лежат в их основе, это только оболочка настоящей истории. Поняв идеи, двигавшие людьми, мы понимаем исторические события. По внешним событиям мы можем только предположительно восстановить идеи, которыми руководствовались люди, а значит только предполагать суть и смысл этих событий.

Историю можно рассматривать как два взаимосвязанных процесса, первый и главный – идеальный, он проходит в сознаниях людей, и определяет второй, подчиненный – внешний, событийный. Современная история по большей части – событийная, внешняя. Без привязки к идеальному историческому процессу, проходящему в форме идейного творчества, он предстает как хаос фактов, которые увязываются в единое целое чем угодно, – экономикой, политикой, климатом, географией, – только не деятельностью человеческого сознания. Поскольку каждая историческая теория, предусматривающая ведущую роль какого-либо внешнего фактора, всегда выстраивает новый образ прошлого, то при смене теорий мы получаем смену историй. Все эти истории – это истории событийные. Только идеалистическая история – это история деятельности человеческого сознания, создающего новую историческую реальность. И свое начало она берет в сознании человека.

Идеи первичны, а действия, производимые человеком под их руководством – вторичны. Главная история проходит в сознании людей. Там она начинается, определяя все изменения внешнего мира, производимые человеком. Эта главная история оставляет свои следы в форме идей и мыслей, зафиксированных в тексте или устном рассказе. История без идеи – это история вещей, и событий, но не история человеческого общества. В такой истории человек не творец, а только одно из действующих лиц, причем не самое главное, потому, что за ним всегда стоят силы более могущественные – Бог, природа, экономика. Настоящая история – это история людей, а значит история их идей, в которой отражается деятельность сознания, творящего историю. Такая история может быть только идеалистической историей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
В оформлении сайта использованы картины художника И.С. Глазунова:
  • "Мистерия XX века"
  • "Рынок нашей демократии"
  • "Вечная Россия (сто веков)"
  • "Великий эксперимент"
  • "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию"
  • "Разгром Храма в Пасхальную ночь"
Сайт историка Г.И. Герасимова facebooklivejournal